Русское Информационное Поле | |||||||
|
Смена вех. Навстречу Всемирному конгрессу российских соотечественников. 1
В истории русской общины в Эстонии есть немало нелепых и дурно пахнущих эпизодов. И если события конца восьмидесятых — начала девяностых годов прошлого века можно отчасти объяснить ситуацией эона, в смысле неизбежной и пугающей смены формаций, и до того не ведомыми нам социальными технологиями цветных, поющих, танцующих, и прочих революций, то сами девяностые годы не уставали удивлять подлостями. Ужесточение законодательства, возникновение контингента лиц без гражданства, установление режима институциональной сегрегации по национальному признаку, языковое давление и прочие прелести американизированной тоталитарной демократии внешне были оформлены как парная игра. Слухи о закручивании гаек порождали массовые протесты русскоязычного населения, массовые протесты приводили к принятию дискриминационных законов более жёстких, чем их отражение в слухах. Дошло до того, что интердвиженцы под водительством Михаила Лысенко попытались взять штурмом Рийгикогу. Помните истерический вопль Сависаара «Наших бьют!», прозвучавший с парламентского балкона? Это было время, когда именно он считался виновен во всех русских бедах, но об этом быстро забыли. И то правда: кто старое помянет, тому… Искусно расставленные акценты привели к тому, что весь пар ушёл на протесты против государственного языка (эстонского), в то время как протестовать следовало против готовящегося закона о статусе иностранцев. Хорошо помню, как пастор Халласте в день принятия закона вышел на площадь у Рийгикогу к русскоязычным журналистам и, показав сразу два больших пальца, улыбаясь заявил: «Вот такой закон будет!» Пастор Халласте попал в число тех неистовых ревнителей «Plats puhtaks!», которые рано сошли в могилы, так и не увидев плодов своей разрушительной антиэстонской деятельности. Он умер от тяжёлой продолжительной болезни в 2012 году в возрасте всего 53 лет, оставив после себя длинный хвост безгражданства и нелепых, но незыблемых принципов предоставления эстонского гражданства. Девяностые годы прошли для русской общины под знаком борьбы за второй государственный язык. Сколько русскоязычных политиков обломалось в этой борьбе с ветряной мельницей! Сколько избирателей отвадили от посильного участия в реальной политике! Это андреевы, томберги, ивановы, седашевы, заренковы и иже с ними повинны в том, что электорат Эдгара Сависаара к началу нового тысячелетия подрос как на дрожжах. Единственного совестливого русского политика добрейшего Николая Маспанова, который был открыт к переменам и к сотрудничеству на благо общины, обвинили ни много ни мало в бонапартизме и свергли. И где теперь Русская партия Эстонии? Почила на руках бывшего официанта Станислава Черепанова. Настоящий халдей он и в Африке халдей. Объединённую народную партию Эстонии закопал непотопляемый мздоимец Андрей Алексеевич Заренков. Левая партия не устраивала его своей народностью и объединённостью, по сему при нём она внезапно стала Конституционной, т.е. как минимум консервативной. Подмены никто не заметил, но партия издохла, не найдя поддержки в народе. Русско-балтийскую партию прикончил один из её отцов-основателей Сергей Иванов: чем он её породил, тем и убил, а на камне ничтоже сумняшеся написал: «Время этнических партий прошло». Прошло время и этнических программ на ЭТВ. Доказавший высокими рейтингами свою жизнеспособность «Русский видеоканал» прикрыли (у нынешнего "русского" ЭТВ+ рейтинг ниже плинтуса). Визитной карточкой «продвинутых русских» стала нетрадиционная во всех смыслах «Субботея». «Как увижу «Субботею», так потею и тупею», — невесело шутили в народе. А ведь передача Цукермана и Владиславлева считалась самой что ни на есть русской, хотя словарю живого великорусского языка Владимира Даля словечко субботея неведомо. По этим двум продвинутым элгэбэтэшникам эстонцы судили обо всех нас – русских в Эстонии. Уму не постижимо. Между тем двое издателей старейшей русской газеты — Виталий Хаитов и Геннадий Эвер были убиты один в Таллинне, другой во Пскове. Оба не были ангелами, скорее полубандитами, но после «Эстонии» издохла и «Молодёжка», потому что в этом бизнесе одиночки не выживают. Разумеется, конкуренцию никто не отменял, но любое информационное поле не формируется одной газетой. Последней говорящей радиостанцией была в эстонском эфире затея Николай Мейнерта — радио «Таллинн». После переформатирования стёрлось всё за что слушатели любили этот информационный канал. Ничего подобного в нынешнем эстонском эфире нет. Яркий пример командной игры — «Бронзовая ночь». Без тогдашнего председателя Конституционной партии Андрея Заренкова и без некоторых особо активных ветеранов «второй мировой» столь красочный матч в апреле 2007 года не состоялся бы. Заводилы активно, хотя и тайно сотрудничали с правительством Андруса Ансипа, и как это уже было с борьбой за второй государственный язык, успешно загнали проблему «Бронзового солдата» в тупик. Когда бессмысленная борьба за второй государственный язык постепенно сошла на нет, явился новый тренд: борьба за русскую школу, которой отродясь в Эстонии не было. Явились всякого рода прохвосты — юристы-правозащитники и просто говнюки и говнюхи, которые загнали проблему обучения на русском языке в тупик. Активная фаза борьбы закончилась безрезультатно, но проблема уже доведена до абсурда и теперь никто в министерстве образования и науки обсуждать её с русскими уже не будет — дураков нет. Готов допустить, что это ещё один пример командной игры, и за лидерами «Русской школой Эстонии» стоят спецслужбы. Мне это напоминает китайское байхуа юньдун — пусть соперничают сто школ, пусть расцветают сто цветов — лозунг, под которым Мао Цзэдун провозгласил в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики. В финале цветы подрезали, школы ликвидировали. Провокаторство в псевдорусской среде имеет поистине профессиональный характер. Сегодня нас разводят на проблеме безгражданства. За ликвидацию «позорного» явления борются бюро евродепутата Яны Тоом и «Союз неграждан Эстонии», который контролируют русские фашисты (баркашовцы). Любопытно, что гражданством напрягают только Эстонию и никогда Россию, хотя что может быть логичнее осчастливить всех выходцев из Советского союза российским гражданством? Нет, центристам не выгодно — потеря потенциального электората. А зачем русским фашистам эстонское гражданство — нам не ведомо. Параллельно с русской общиной сформировалось движе-ие российских соотечественников. Проект чисто российский и с очень впечатляющим общественно полезным потенциалом, но зарегламентированный местными чиновниками до грёзоужаса. В апофеозе административного восторга между соотечественниками и Россией посажен некий координационный совет, которые ничего не координирует, а только не вылезает из скандалов. Любовь российских дипломатов к шайке бездельников и мелких уголовников сродни слепой материнской: виноват не тот, кто старушку по загривку обухом отоварил, а сама старушенция, что не убереглась. * * * Бокал наполовину пуст. От нас зависит опустеет он окончательно или мы наполним его новым содержанием. Если мы за содержание, то пришла пора сменить вехи, конечно, при условии, что история русской общины и движения соотечественников нас хоть чему-то в этой жизни научила. Во-первых, русской общине следует сменить парадигму ответа на вызовы внутри Эстонии с безразлично конфронтационной модели на доброжелательную и заинтересованную в сотрудничестве. Следует везде, где это только возможно, избегать конфронтации и активно приобретать друзей в эстонской общине. Следует найти такую форму общинного представительства, которая получит возможность входить с разного рода инициативами в государственные органы. Лучше всего для этого подошла бы политическая партия, но шансы создать её на современном этапе ничтожны. Вероятно, сейчас следует добиться права на формирование списков Русской Культурной автономии. Будучи реализована, РКА позволит общине обрести субъектность и вступить в контакт с государством. Во-вторых, движению соотечественников следует определиться с местом в структуре гражданского общества – пятая колонна «Кремля» или часть гражданского общества Эстонии. Экстремисты, сепаратисты, русские фашисты, «антифашисты», юристы-правозащитники и прочие маргиналы должны быть незамедлительно исключены из общественных процессов. В-третьих, следует предпринять меры к ликвидации режима институциональной сегрегации. Разумеется, в одностороннем порядке ликвидировать режим не представляется возможным, но вполне возможно сделать его применение бессмысленным. Для этого следует эффективнее использовать возможности ресурса образования: все дети, имеющие эстонское гражданство, должны иметь не только право, но и возможность получить полноценное образование на государственном языке. И только тот, чьи родители против, пусть окажется в сегрегированной иноязычной («русской») школе. Следует по возможности расширять местное русское, точнее русскоязычное информационное пространство. ____________________ Опубликовано весной 2018 года. Продолжение следует |
|