| Ану Сооярв, младший научный сотрудник факультета культуры и искусства Эстонской художественной академии |
Почему бы нам не использовать болезненные для Эстонии символы в своих целях, чтобы нашу историю помнили и сейчас, и в будущем, задается вопросом Ану Сооярв.
После полномасштабного нападения России на Украину в 2022 году остро встал вопрос о том, следует ли убрать из общественного пространства Эстонии советские символы и памятники. В течение пары лет было перенесено значительное количество советских памятников, в случае декоративных элементов сталинских зданий можно ожидать такого же подхода. Например, обсуждается советская символика, использованная во внешней отделке Центра русской культуры и здания Ныммеской районной управы.
Оба здания были построены в первой половине 1950-х годов и представляли собой социалистический классицизм, или сталинский архитектурный стиль. На фасаде и двух торцевых стенах здания Ныммеской управы, изначально спроектированного как школа, изображены пятиконечные звезды. Во внешнем декоре Центра русской культуры, бывшего Дома офицеров Балтийского флота, относящихся к советскому периоду элементов гораздо больше.
Государство, освободившееся от оккупации, должно самоутвердиться, поэтому очевидно, что непосредственным символам советской власти, таким как памятники Ленину или Сталину, не место на городских площадях Эстонии. Точно так же не следует терпеть в общественных местах объекты, не имеющие художественной ценности и напрямую символизирующие насилие, такие как танк. В Эстонии вышеупомянутые объекты уже демонтированы. Однако нельзя применять столь же радикальный подход ко всем символам и памятникам, сохранившимся с советского времени.
Советский Союз распался более трех десятилетий назад, и трагизм, связанный с советской оккупацией сохраняется только в бывших советских республиках и социалистических странах. Остальные Европа и мир воспринимают преступления нацистской Германии как глобальную трагедию, а репрессии Советского Союза – как локальную проблему, с которой бывшие социалистические страны могли бы разобраться сами. Преступления Сталина и все, что происходило в Советском Союзе, в остальной Европе никого не затрагивали тогда и не затрагивают сейчас. Ведь, согласно созданной Советским Союзом иcторической картинке, в СССР вступали добровольно, после чего с энтузиазмом брались за строительство социалистического рая. О том, что на самом деле происходило за железным занавесом, не знали, да и не хотели знать.
Поэтому Европа по-прежнему раздроблена и не знает своей собственной истории. Как для нас здесь, в Эстонии, так и для функционирования Европы в целом очень важно понять, что наряду с нарративом о большом зле существует и другой, безусловно, такой же ужасный нарратив. Необходимо, чтобы в Европе и за ее пределами появилось понимание действий Советского Союза и их последствий.
Именно поэтому необходимо проявлять осторожность при стирании следов советской оккупации. Удаление из общественного пространства всей советской символики – от пятиконечных звезд на зданиях до военных памятников – может показаться коллективным самоутверждением, ведь мы избавляемся от всех символов чужой власти в публичном пространстве нашего государства. Но в то же время мы удаляем и все свидетельства репрессий, которые происходили у нас, тем самым продолжая способствовать формированию в Европе представления о том, что преступления Гитлера – это глобальная проблема, а сталинские репрессии – вопрос местного масштаба.
Возникает вопрос: почему мы должны терпеть пятиконечные звезды в нашем общественном пространстве? Пресловутая свастика нацистской Германии по окончании войны весьма быстро была удалена из публичного пространства и подвергнута опале. Нацистская Германия, проигравшая войну, должна была ответить немедленно, в то время как Советский Союз, как победитель, закрыл оккупированные территории за железным занавесом и продолжал беспрепятственно действовать, а пятиконечная звезда как символ власти сохраняла свою легитимность вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. Это наглядно подчеркивает разницу в значениях свастики и пятиконечной звезды: первая сразу после войны была запрещена и заработала репутацию символа зла, продолжая тайно существовать в неонацистских подвалах, а вторая существовала легитимно на протяжении десятилетий, неизбежно проникнув в наследие социалистических стран.
До полномасштабного нападения России на Украину пятиконечные звезды в публичном пространстве Эстонии особого внимания не привлекали. Как о раздражающих советских символах о них заговорили только в 2022 году. Это яркий пример того, что нынешний дискомфорт, вызванный советским символом, это прежде всего эмоция, а решения на эмоциях, как известно, приниматься не должны. Более того, молодые поколения относятся к советской символике совсем по-другому. Молодым она в первую очередь рассказывает о нашей истории, об оккупации как об ужасной и прискорбной, но неизбежной части нашей собственной истории.
Молодых советская символика не раздражает и не пугает, она побуждает их интересоваться и анализировать. Пятиконечные звезды также рассказывают нашу историю остальной Европе, иностранным гостям, ясно говоря о том, что мы были оккупированы Советским Союзом. Эти пятиконечные звезды на зданиях вызывают вопросы, но и дают ответы. Закрытая или сбитая советская символика безмолвна и свидетельствует о покорности.
С весны 2022 года из публичного пространства Эстонии было удалено значительное количество советских памятников. Поскольку большая часть демонтированных объектов перемещена в музеи, то возникает вопрос, почему нашу историю нельзя преподавать на примере советских символов в музейных коллекциях? Почему бы такой памяти не быть там, где ей, казалось бы, самое место – в музее?
Увы, но вырванные из своей естественной среды объекты никогда не воздействуют так, как те, которые создают контекст в своем оригинальном месте. Именно поэтому не стоит запирать в музеях исключительно все. После 2022 года в публичном пространстве Эстонии осталось очень мало иллюстративного материала, который мог бы дать более широкое представление о нашей истории и ее трагизме в целом. Поэтому следует сохранить все то, что осталось. Вместо того чтобы удалять пятиконечные звезды и прочие сохранившиеся в публичном пространстве символы, разумно создать для них новый контекст, на этот раз с нашей точки зрения, и использовать его в образовательных и туристических программах.
То, что находится на своем оригинальном месте, всегда многозначительнее и создает более благоприятную почву для понимания взаимосвязи между временем и пространством. В Европе и других странах сложное наследие сохраняется сознательно и стратегически. Поле Цеппелина в Нюрнберге, бывшую помпезную парадную площадь нацистов, разрушать не стали. Напротив, на его сохранение тратятся значительные средства. Как известно, сохранен и бывший концлагерь Освенцим, мрачную территорию которого превратили в музей. Чтобы будущие поколения не забывали ужасающую историю, чтобы человечество помнило и училось. Почему бы и нам не использовать болезненные для Эстонии символы в своих целях, чтобы нашу историю помнили и сейчас, и в будущем?
|