Русское Информационное Поле | |||||||
|
100 лет революции. Что будет обсуждать Координационный совет сегодня – 7 ноября
Анатолий Егоров (второй справа, лицом к публике) в комнаии графов и князей. Фото предоставлено Г.Пастернаком Перманентный член Координационного совета российских соотечественников Эстонии Анатолий Егоров доложит свои впечатления от посещения в Москве «Всемирной тематической конференции «Столетие Русской революции: единение ради будущего». В конференции (31 октября – 1 ноября 2017года) приняли участие 153 российских соотечественника из 90 стран мира: две панельные дискуссии «Революция и русский мир» и «Соотечественники в современном мире», секции «Русская революция и российская община за рубежом», «Вклад молодого поколения соотечественников в сохранение русского языка, русской культуры и исторического наследия России за рубежом», «СМИ соотечественников в мире современных технологий». Публикуется в сокращении, но с сохранением особенностей оригинала. __________________________ «Мы не в изгнании – мы в послании!» Именно этой цитатой, приписываемой лауреату Нобелевской премии по литературе Бунину Ивану Алексеевичу начал своё выступление на Всемирной тематической конференции «Столетие Русской революции: единение ради будущего» председатель ассоциации «Франко-русский альянс» князь Трубецкой Александр Александрович. (…) Мне кроме панельных дискуссий довелось участвовать в работе первой секции, поэтому в этой статье, к сожалению, не полностью отражены предложения участников конференции, высказанные в дискуссиях по молодёжной тематике и СМИ. (…) Не скрою у меня, как думаю, и у многих коллег возникал вопрос, а посетят ли конференцию первые лица государства и Церкви, как это бывало ранее. Но, увы, не случилось - и пусть политологи гадают, по каким причинам!? Столь уникальное явление, как Великая русская революция, а не Великая октябрьская социалистическая, как нас учили, имеет по всеобщему признанию всемирно историческое значение. Великой русской революцией, по мнению многих исследователей, именуют февральские, октябрьские события 1917 года и последовавшую следом Гражданскую войну в России. И осмысление её причин и итогов продолжает будоражить общественное мнение. Одни утверждают, что российское общество по-прежнему, как и столетие назад расколото на белых и красных и ведут ожесточённые дискуссии в поисках ответа - кто виноват? Другие же считают, что наша история такова, какая она есть – со всеми своими ужасами и великим победами и надо оставить её историкам, а вместо всенародного покаяния, к которому порой нас призывают необходимо искать ответы на вопрос - что делать? И все выступившие на конференции в той или иной степени демонстрировали этот концептуальный подход. Конечно же, вспоминали и Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Кто виноват? Одни, как князь Александр Трубецкой сожалеют, что русский народ не услышал Владимира Ленина в своё время цинично заявившего: «Мне глубоко наплевать на Россию, нам нужна мировая революция" и поэтому князь считает, что русский народ должен примириться и покаяться через осмысление произошедшего с ним. Не призывая к покаянию, историк и политолог Наталия Нарочницкая, известная по своим общественно-политическим взглядам как консерватор на христианской основе, тем не менее, считает, что виной всему человеческий грех, ибо в человеке имеет место абсолютное доминирование животных начал и физиологических ценностей. Наталия Нарочницкая напомнила замечательную мысль: "Все, что было с нами - наше!" Наше и ничье еще!» Митрополит Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви заявил, что русская катастрофа началась с церковного раскола устроенного Никоном и продолжилась во времена реформ императора Петра Первого. Как известно, начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой. Приверженцы старых церковных обрядов вынуждены были покидать свои дома и всю свою оседлость, и бежали, кто куда мог - в леса, в пустыни и даже за границу. В этом контексте Митрополит Корнилий поделился своими впечатлениями о только что совершённой им поездке в Сибирь, где в одной из деревень на российско-китайской границе живут и трудятся переехавшие из южной Америки старообрядцы. И Митрополит делает в заключение вывод, что в конечном итоге виноват во всём дьявол!? С этим, моментально отреагировав, категорически не согласился первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых государств евразийской интеграции и связям с соотечественниками, член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом Константин Затулин. По его мнению, всё значительно сложнее, иронично добавив при этом, что если уж становиться на позицию Митрополита, то можно обвинить и самого Бога, который как известно причастен ко всему сущему. Константин Затулин известен своими многочисленными законодательными инициативами, направленных на защиту прав российских соотечественников, прежде всего, права на льготное получение российского гражданства. Депутат в этой связи грустно пошутил, что он сам более известен тем, что, тем не менее, большинство его инициатив отвергались в Государственной Думе!? Тема вины и покаяния была затронута и в других выступлениях. В частности председатель Свято-Князь-Владимировского братства Дмитрий Рар, брат известного немецкого политолога и журналиста-международника Александра Рара заявил, что революцию мы получили за свои грехи и ни перед кем кроме как перед Богом нам каяться не надо. Председатель Координационного совета Испании Ольга Шувалова поделилась мнением своего сына, который придерживается левых взглядов и считает, что наша революция многое изменила в мире. Это и восьмичасовой рабочий день, и регулярные выходные дни, и прочие социальные изменения. По её словам мы не должны всегда чувствовать себя виноватыми. А наше покаяние, случись оно, недоброжелатели сразу же обратят против нас же самих. Ей вторил Дмитрий Лобков, представитель Бразилии во Всемирном координационном совете, риторически задавшийся вопросом – за что каяться? Разве наши родители, пережившие гражданскую и отечественную войны, коллективизацию и репрессии не искупили вину российского народа? Понимание, прощение и примирение – вот что должно быть! Он выразил мнение, весьма популярное по его словам среди российских соотечественников, проживающих в странах латинской Америки, что Россия должна вернуться к самодержавию и стоит подумать об избрании царя. Выступавший на этой сессии модератором председатель Всемирного координационного совета Михаил Дроздов с иронией заметил, что на западе Владимира Путина давно уже воспринимают царём, чему свидетельствует, к примеру, и недавняя публикация в британском журнале The Economist. Журнал опять поместил на обложку президента России Владимира Путина. На этот раз — в образе царя. Коллаж анонсирует редакционную статью, которая называется «Царь родился» (A tsar is born). Ряд выступивших поделились историями о русской эмиграции, возникшей не потому, что эмигранты захотели ее себе иметь. А потому, что от нее невозможно было уклониться – таково, увы, одно из трагических последствий Великой русской революции. Председатель Регионального координационного совета из Туниса Наталия Купча ярко рассказала историю эвакуации 10 ноября 1920 года из Крыма 126 российских кораблей. Тридцать три корабля из этой армады высадили 33000 солдат и офицеров Белой армии в Тунисе. И эти подданные Российской империи провели там под Андреевским флагом четыре тяжёлых года, построив православный храм и соблюдая при этом все нормы воинской дисциплины. И сейчас в Тунисе живут около 26000 этнических русских, которые хранят память о своих предках, ухаживают за могилами русских, которые нашли здесь своё последнее упокоение. Среди них и контр–адмирал Беренс Михаил Андреевич, последний командующий Русской эскадрой. Он обеспечивал ремонт кораблей, сохранение основного состава и продолжение обучения гардемаринов в Морском корпусе до разоружения эскадры после признания СССР со стороны Франции 29 октября 1924 года. Уже в наше время 30.04.2001 прах контр-адмирала перенесен на кладбище Боржель в городе Тунис. Надгробная плита по инициативе командующего Черноморским флотом ВМФ России, первого заместителя Главнокомандующего ВМФ России адмирала Касатонова Игоря Васильевича была доставлена на ракетном крейсере из России и с почестями установлена на могиле контр-адмирала. Ещё одно знаковое захоронение Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн. Являлась старейшиной русской общины в Тунисе, свидетельница эвакуации кораблей Черноморской эскадры из Крыма в годы Гражданской войны в России, Анастасия Александровна внесла большой вклад в сохранение исторических реликвий и памяти о Русской эскадре и её моряках. Русофобия Большое внимание в выступлениях было уделено русофобии, цель которой как все теперь понимают, разумеется, не в укреплении единения российского народа и усилении Российского государства, а прямо противоположная. Член Регионального координационного совета Дмитрий де Кошко, который, кстати, выступал недавно в Таллине по приглашению клуба Импрессум, сослался на недавно вышедшую в 2016 году книгу Ги Меттона «Запад-Россия: Тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса". Швейцарский журналист и политик Ги Меттан написал книгу, в которой утверждает, что Запад ненавидит Россию со времён Карла Великого, пренебрегает её интересами и не желает видеть в России своего партнёра. Причина русофобии – отделение Запада от Востока. Как известно Карл Великий, восстав против законной власти византийских императоров и будучи осенью 800 года коронованным в качестве римского императора Папой Римским, породил геополитическое соперничество между Западной и Восточной Европой и заложил основы религиозного раскола между католиками и православными. Россия же, православная страна, считает себя духовной наследницей Константинополя. Глашатаи русофобии используют широкий набор идеологических инструментов. Это и фантомные страхи тех же американцев перспективой объединения интересов России и Германии, и фальшивое завещание Петра Первого, и многое другое. Дмитрий де Кошко констатирует, что сегодня русофобия распространяется, прежде всего, в СМИ и этому, безусловно, способствует доминирующее положение англосаксов в мировых СМИ. Он привёл пример того, как сейчас во Франции после вхождения Крыма в состав России нагнетается грязная кампания за переименование моста имени Александра Третьего через Сену. Мост был заложен в ознаменование Франко-русского союза императором Николаем Вторым в октябре 1896 года и возведён за четыре года. Назван в честь его отца — императора Александра Третьего. С 1975 года мост охраняется государством как памятник истории и архитектуры. Во французских СМИ также появляются уничижительные ярлыки на открытый 16 октября 2016 года в Париже Свято-Троицкий собор и Русский духовно-культурный центр. Все мы сегодня являемся свидетелями грязных и ложных обвинений российских изданий «Россия сегодня» и «Спутник» во вмешательстве во внутренние дела США и других стран!? Но крайне печально то, что в роли апологетов русофобии часто выступают, к глубокому сожалению, российские граждане и российские СМИ. В этом контексте член Общественной палаты Союзного государства Россия-Белоруссия Лев Криштапович сослался на выступления российского академика Юрия Пивоварова. А председатель Всемирного координационного совета Михаил Дроздов добавил в этом ряду распространяющих русофобию газету «Московский комсомолец» и радиостанцию «Эхо Москвы». Интересным было выступление председателя общественной организации Русская община Крыма, члена Совета Федерации от представительного органа государственной власти Республики Крым Цекова Сергея Павловича. Он аргументировано опроверг все домыслы русофобов о нарушениях прав человека в Крыму. Что делать? Дмитрий де Кошко сам же и отвечает – бороться и восстанавливать правду. В этой связи он процитировал известного мастера политической интриги Талейрана, который говорил, что «есть оружие пострашнее клеветы: оружие это — истина». Сотрудник Свято-Сергиевского Православного Богословского института в Париже князь Дмитрий Шаховский призвал гордиться и рассказывать в СМИ о российских соотечественниках, оказавшихся по разным причинам на Западе и внёсших выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации. Прежде всего, Илья Репин. Он свою страну не покидал, но так получилось, что оказался эмигрантом — в финском курортном местечке Куоккола сегодня Репино. Ему предложили вернуться в Советскую Россию, однако художник отказался. Федор Шаляпин, единственный во французской истории иностранец, которому после смерти воздали почести как государственному деятелю. В 1938-м на парижской Опере приспустили флаг, попрощаться с великим певцом приезжал президент Республики. В 1984-м прах Шаляпина перевезли в Россию, но его могила осталась и на парижском кладбище Батиньоль. Наконец, в 1933 году произошло грандиозное событие — Нобелевскую премию по литературе присудили Ивану Бунину. Кто добился наивысшего успеха на инженерном поприще? Граф Павел Ламздорф, в свое время устроившийся на завод «Рено». Стал инженером и в 30-е годы создал вычислительные машины. Знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский много работал в Европе, читал здесь лекции. В Париже хранилась часть его архива, Никита Струве сравнительно недавно передал ее в Москву, в Дом русского зарубежья. Гениальным судостроителем был Владимир Юркевич, который подготовил расчеты для постройки гигантского трансатлантического корабля «Нормандия». После смерти Юркевича его вдова передала архивы мужа в Россию. Зворы́кин Влади́мир Козьми́ч — русско-американский инженер, родившийся и получивший образование в России и впоследствии эмигрировавший в США. Один из изобретателей современного телевидения. Алёхин Алекса́ндр Алекса́ндрович вошёл в число сильнейших шахматистов мира. В 1921 году покинул Россию и переехал на постоянное место жительства во Францию, гражданином которой стал в 1925 году. В 1927 году Алёхин выиграл матч на звание чемпиона мира у считавшегося непобедимым Хосе Рауля Касабланки и затем в течение нескольких лет доминировал в соревнованиях, выигрывая крупнейшие турниры своего времени с большим преимуществом над соперниками. Алёхин — единственный шахматист, который умер, являясь действующим чемпионом мира. «Мы не в изгнании, мы в послании», — сказал кто-то из видных деятелей эмиграции. И действительно, они взяли на себя такую непростую миссию. Эмигранты оставались апатридами, жили на чемоданах, надеясь, что завтра вернутся. Врангель говорил: если обстоятельства потребуют, примите подданство той страны, которая вам дала приют. Но не вмешивайтесь, ни в коем случае в ее внутренние дела. Будьте законопослушными. Растите своих детей для завтрашней России. Одна культура — хорошо, а две — лучше. Оставайтесь русскими людьми. Можно ли считать эмиграцию этакой Россией в миниатюре? В какой-то степени да. Как правило, все жили разрозненно, переругались и по политическим, и по социальным, и по экономическим вопросам. Рассорились и братья, и сестры. Держали друг на друга обиду до самой смерти. Объединяли всех только церковь и кладбище. Вот соберутся вместе в храме на Пасху, а потом разойдутся и дуются друг на дружку. Тем не менее, крайне положительный пример демонстрирует нам факт восстановления русского церковного единства. Когда 17 мая 2007 года в Москве в Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром был подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. (…) Следуя этому призыву, по просьбе члена правления Северянинского общества культуры в Эстонии Валентины Банниковой я передал директору Департамента по работе с соотечественниками Мальгинову Олегу Сергеевичу изданную в Таллине к 130-летнему юбилею со дня рождения книгу об Игоре Северянине. Поэт в своих стихах надеялся «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!» Как известно, этот король русской поэзии жил после революции до 1941 года в Эстонии и похоронен в Таллине. Лучше о поэте никто ещё не сказал, чем он сам: «Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоён: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утверждён!» Депутат Европейского парламента Татьяна Жданок в своём выступлении акцентировала внимание участников конференции на упущения в работе с соотечественниками. В частности, она считает, что мы, российские соотечественники за рубежом, в глазах представителей российских властей, к сожалению, являемся объектами российской политики, а не её субъектами как это должно бы быть!? Член Вильнюсского самоуправления, заместитель председателя Русского собрания Литвы Рафаэль Муксинов считает, что сотрудничество организаций российских соотечественников с Россией должно гармонично развиваться на сочетании принципов партнёрства и патронажа. В качестве положительного примера сохранения российской идентичности он привёл 300-летнюю историю проживания старообрядцев в Литве. Он также рассказал о деятельности Альянса татар Европы, как одного из структурного звена Русского мира. Представитель Латвии член Всемирного координационного совета Виктор Гущин посвятил своё выступление проблемам нарушения прав человека в этой балтийской республике. Он сообщил о том, что школьному образованию на русском языке грозит полная ликвидация, ибо в начале октября в Латвии правящая коалиция поддержала инициативу по переводу образования в школах национальных меньшинств на латышский язык. По задумке авторов реформы, к 2020 году на родном для нацменьшинств языке будут преподаваться сам «родной язык», литература и предметы, связанные с историей и культурой исторической родины. Ему вторил журналист, историк Института русского культурного наследия Латвии Александр Малнач, призвавших участников конференции организовывать в своих странах пикеты протеста у посольства Латвии и выступить с публичными заявлениями в поддержку борцов за сохранение русской школы в Латвии. (…) Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом Косачёв Константин Иосифович в своём докладе привёл интересную справку о том, что до революции из России выехало 7 миллионов её граждан. За рубежом ими издавалось 287 газет и журналов. Но разрыв связей между российской диаспорой за рубежом и Россией произошёл не тогда. Истинная причина, по его мнению, состоит в том, что 15.12.21 года уже в Советской России был принят декрет, согласно которому с момента его издания лишались прав российского гражданства многомиллионные лица различных категорий. Прежде всего, это лица, боровшиеся с советской властью, либо пробывшие за границей беспрерывно свыше 5 лет и не получившие от советских представительств заграничных паспортов или соответствующих удостоверений до 1 июня 1922 г. И именно нам, современникам, выпала историческая честь восстановить единство между зарубежными российскими соотечественниками и Россией. В этом контексте Константин Косачёв сообщил, что в Совете Федерации за последние годы приняли семь постановлений по укреплению и развитию Русского мира. Активно ищутся наиболее реальные формы поддержки русской школы за рубежом и увеличения количества иностранных студентов обучающихся в ВУЗ-ах России на бюджетной бесплатной основе. Определённые надежды Константин Косачёв связывает и с предстоящим вскоре назначением нового руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному сотрудничеству - Россотрудничество. В тоже время докладчик привёл конкретные факты двойных стандартов Запада. Мы, к сожалению, не научились ещё эффективно лоббировать свои интересы, но игнорирование Западом российских интересов в разных сферах, по мнению Константина Косачёва, сделало нам полезную политическую прививку. Суммируя свои выводы от прозвучавших выступлений и общения с участниками конференции, не могу не сослаться на упоминаемого в ходе конференции идеолога китайского экономического чуда. Дэн Сяопин в 1989 на вопрос журналиста, что он думает об исторических итогах Великой французской революции, ответил что «рано еще итоги подводить». Как известно началом этой революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием историки считают 9 ноября 1799 года. То есть прошло-то с момента окончания революции 218 лет, в то время как мы спорим об итогах и значении во всемирной истории Великой русской революции в дни её всего-то лишь столетнего юбилея. Не рано ли!? |
|