В Финляндии железнодорожное движение началось на четверть века позже, чем в России, но, несмотря на это, история финских и российских железных дорог тесно связана. Самым главным наследием, оставшимся от совместной истории, стала ширина железнодорожной колеи. Когда в 1870 году открылось сообщение между Хельсинки и Петербургом, стандартной шириной финской колеи стали уже укоренившиеся в России пять английских футов, то есть 1524 миллиметра.
Самое удивительное, что во второй половине XX века в СССР решили сократить эту ширину, округлив ее до 1520 миллиметров, а в Финляндии до сих пор в ходу остается российский императорский стандарт. При этом разница в четыре миллиметра на практике столь незначительна, что подвижной состав обеих стран может спокойно пересекать границу.
По словам менеджера по обслуживанию посетителей Финского железнодорожного музея Йенни Суорама, существует два основных объяснения, почему в Российской империи стали строить железные дороги отличной от остальной Европы ширины. Первая причина связана с тем, что на строительстве работали консультанты из США, где в южных штатах использовался именно такой стандарт. Вторая причина, которая, возможно, была даже важнее, – это то, что российские власти видели военное стратегическое значение железных дорог и не хотели, чтобы по ним из Европы неприятель мог легко попасть в страну и перевезти большое количество тяжелой военной техники.
Очевидно, по тем же военно-стратегическим причинам связывающий Хельсинки и Петербург участок железной дороги, который используется и по сей день, проходит не по побережью Финского залива, как автомагистраль E-18, а через Лахти и Коувола. На берегу железная дорога была бы слишком уязвима для захвата или обстрела с моря.
Но не только военное значение было у железной дороги, но и важное транспортное. По ней между столицей империи и Великим княжеством перемещались не только обычные пассажиры, но и особы голубых кровей.
Российские императоры с семьей несколько раз посещали Финляндию на поезде. Однако, поскольку до постройки моста через Неву в 1913 году финские железные дороги не были связаны с остальной сетью, царственные особы не могли пользоваться специально предназначенными для них вагонами. Поэтому финские мастера оформили для них несколько вагонов для поездок в княжество. Три из них сейчас хранятся в Железнодорожном музее в городе Хювинкяя.
– Это единственные сохранившиеся специальные вагоны российского императора, коих было всего около ста штук, но все остальные были уничтожены после революции в России. Их старались делать как можно более роскошными и для своего времени оснащенными по последнему слову техники. В качестве материалов использовалось много шелка, кожи и черного ореха, – рассказывает Йенни Суорама.
Среди последнего слова техники были, к примеру, новейшие унитазы и прочие виды сантехники, которые стояли в отдельных ванных комнатах, а также подвесной диван-кровать императрицы. Тогда считалось, что не зафиксированная на полу вагона кровать уменьшает вибрацию от движения поезда и позволяет легче заснуть.
Финляндии после обретения независимости достался также императорский вагон-ресторан, вагон-кухня и предназначенный для отопления вагон, однако их государственная железнодорожная компания VR решила переоборудовать под другие нужд.
– Эта выставка была прошлой осенью одновременно на Финляндском вокзале в Петербурге и на центральном вокзале Хельсинки. После Нового года мы захотели выставить ее в Хювинкяя, где хранятся императорские вагоны – поведала руководитель выставочных программ Музея железных дорог Финляндии Марина Бергстрём.
Репарации на колесах
По железным дорогам Финляндии в основном курсировали вагоны и локомотивы английского или немецкого производства, но сохранились и паровозы финских мастеров. В 1870-х годах компания VR заказала два паровоза у того же литейного цеха в Хельсинки, на котором переделывались под императорские нужды немецкие вагоны.
Паровозы изготавливались между делом, в свободное от других заказов время. Их стоимость в итоге оказалась настолько высокой, что производство было решено прекратить. Сейчас в музее, в сцепке с вагонами императорской семьи хранится паровоз номер 2.
В середине XX века финской промышленности пришлось вновь вернуться к изготовлению локомотивов, но на этот раз для соседней страны.
– После Второй мировой войны Финляндия поставила Советскому союзу в качестве репараций большое количество локомотивов, в основном узкоколейных, – поясняет Йенни Суорама.
Дореволюционные локомотивы и вагоны – не единственное, что можно увидеть в музее. Отдельного внимания заслуживает постоянная выставка паровозов, президентский спецвагон и два рельсовых автомобиля, на одном из которых, судя по всему, вверенное ему хозяйство инспектировал директор железнодорожной компании.
Но туристов из России в первую очередь привлекает возможность увидеть уникальные императорские вагоны. После событий 2014 года их количество заметно упало, но уже сейчас стало постепенно восстанавливаться. Основной сезон для музея – это лето, но гости из соседней страны приезжают туда и зимой.
– По моим ощущениям, россияне сейчас являются крупнейшей группой иностранцев, посещающих наш музей – говорит Суорама.