В Тампере выставлена мебель несостоявшегося короля Финляндии
Источник: yle.fi | Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников
12.02.18 | 571
Hessenin prinssi Friedrich Karl
Принц гессенский Фридрих Карл Фото: Anna Sirén / Yle

В 1918 году после кровопролитной гражданской войны часть финнов была убеждена, что лучшей формой государственного управления для нового независимого государства является конституционная монархия.

Сторонники монархии, среди которых были, например, такие известные деятели культуры как композитор Ян Сибелиус, художник Аксели Галлен-Каллела и архитектор Элиэль Сааринен, взяли вверх в ситуации, когда от участия в политической жизни страны были отстранены левые. Дело в том, что после поражения «красных» в гражданской войне из 92 депутатов-социал-демократов 40 скрывались в Советской России, а около 50 были арестованы, и, следовательно, парламент летом 1918 года состоял только из представителей не-социалистических партий. Недаром он назывался «парламент-культя» (tynkäparlamentti).

Именно этот состав парламента 41-м голосом из 64 решил в октябре 1918 года избрать для Финляндии короля, и им стал зять германского императора Вильгельма II принц гессенский Фридрих Карл (в финской транскрипции – Fredrik Kaarle).

Финляндское королевство, однако, так никогда и не появилось на политической карте мира, так как Германия в ноябре 1918 года потерпела поражение в Первой мировой войне, и новоизбранному королю Финляндии пришлось в декабре того же года отречься от короны.

Финны, однако, до этого успели начать приготовления к его приезду. Покупалась мебель и домашняя утварь, и даже был создан эскиз будущей короны.

Сейчас эти вещи и предметы можно увидеть в Тампере, где в музее Milavida открылась выставка «Финский король».

– Приезд короля также был "дизайн-проектом", так как королевство нужно было создавать с самого начала. Делом занялись два архитектора, до этого работавшие в компании Stockmann: Густав Стренгелл и Харри Рёнехольм. Под их руководством стали проектировать необходимые для короля предметы, а также искать их в Европе, – рассказывает куратор выставки Марьо-Риитта Салониеми.

 

Suomen kuninkaalle aiottuja huonekaluja
Королевский стиль отличался незатейливостью и буржуазным шиком. Фото: Anna Sirén / Yle

В финских семьях хранили память о королевской мебели

Летом 1919 года Финляндия стала парламентской республикой. Мебель, приобретенная для короля, была продана через антикварное отделение Стокманна, и она оказалась в домах обычных состоятельных финнов. Информация о происхождении мебели, однако, хорошо сохранилась.

Поиск мебели вели куратор Салониеми совместно со знатоком антиквариата и истории культуры, камерным советником Кари-Пааво Кокки.

– Нам удалось найти мебель, так как в финских семьях сохранилась устная информация о том, что она была «королевской». Поговаривали о «королевском кресле» или о «королевском шкафе». Что касается предметов домашней утвари, здесь, к сожалению, часто не сохранилась информация об их происхождении, и их поиск был непростой задачей, – говорит Кокки.

Королевский стиль отличался скромностью и отсутствием роскоши

Когда в 1918 году выбирали мебель для будущего короля, было решено довериться вкусу его брата. Он и два финских архитектора покупали в Европе мебель из красного и орехового дерева, а в Финляндии заказывали, например, традиционные настенные ворсовые ковры.

В целом будущий королевский стиль задумывался как скромный и лишенный привычной для европейских дворов роскоши. Частично это было связано с отсутствием крупных средств, но, как говорит Кари-Пааво Кокки, будущий королевский дворец хотели сделать домом для королевской семьи, которая вела весьма буржуазный образ жизни.

– Королевский дворец хотели разместить в бывшем императорском, нынешнем президентском дворце. Он уже был обставлен мебелью, но там никогда не жили, и в нем отсутствовали необходимые для комфортного проживания предметы. Поэтому вещи приобретались именно с целью создания настоящего уютного дома для будущего короля, без лишней роскоши.

 

Kuninkaanlinnaan hankittua kalustoa Museo Milavidassa
Финский королевский стиль отличался скромностью. Некоторые предметы роскоши, однако, приобретались для церемониальных нужд. Фото: Anna Sirén / Yle

Будущий король с большим трудом учил финский язык

Помимо материальной подготовки к приезду короля одновременно велась и обучение будущего монарха финским обычаям и культуре. За уроки истории и обществоведения отвечал Антти Туленхеймо из Кангасала, который занимался с будущим королем и его семьей во Франкфурте. Одно из его писем матери выставлено в витрине музея.

– Туленхеймо пишет, что король и его семья – приятные люди: не задирают нос как представители высшего света, а гуляют по городу, как и все остальные. В то же время он несколько разочарован тем, что король не походит на монарха, – рассказывает о письме, датированном ноябрем 1918 года куратор выставки Марьо-Риитта Салониеми.

Помимо Туленхеймо у короля были и другие преподаватели, и они мучились со своим великосветским учеником.

– Из писем известно, что финский язык очень плохо давался Фридриху Карлу. Он был в неладах с ним, – говорит Салониеми.

Финны ожидали дворянских титулов

В случае введения монархии в Финляндии появились бы и многочисленные дворянские титулы. Возможно, сейчас мы имели бы дело с «бароном Порвоо», «графом Куопио» или «принцем Пиэтарсаари».

Поражение Германии и отказ от монархии, однако, положили конец этим планам.

– Нам не удалось найти документов о дворянских титулах, но, судя по воспоминаниям современников, этот вопрос широко обсуждался. Например, из писем становится ясно, что Сибелиус надеялся получить дворянский титул, – говорит Салониеми.

Для самого монарха был задуман впечатляющий титул.

– Он должен был стать «королем Финляндии и Карелии, герцогом Аландских островов, великим князем Лапландии, хозяином Калевы и Похъолы», – перечисляет титулы будущего короля куратор выставки Салониеми.

 

Suomen kuninkaan kruunu Museo Milavidassa
Эскиз короны будущего короля, спроектированный Эриком О.В. Эрстрёмом. В музее «Милавида» выставлена копия, изготовленная ювелиром Туомасом Хюрскю. Корону хотели изготовить из золота Инари и украсить речным жемчугом из Карелии. Фото: Anna Sirén / Yle

Сейчас парламентскую форму государственного управления воспринимают как нечто само собой разумеющееся, и проект "королевства Финляндии" кажется анекдотом. Куратор выставки Марьо-Риитта Салониеми, однако, надеется, что люди, посетив выставку в «Милавиде», поймут, что это не было так:

– В проекте участвовали многие серьезные государственники, такие как, например, П.Э. Свинхувуд и Ю.К. Паасикиви. Это не было шоткой или игрой, речь шла о реальной политике, которая базировалась на тогдашней глобальной ситуации. 

Последние новости