Русское Информационное Поле
На главную
Архив
Общество и политика
Из жизни
Культура
Публицистика
Читательская проза
Соотечественники
Казачьи вести
Интересности
Рецепт дня
Священномученики Ивангородские. Протоиерей Димитрий Чистосердов и иерей Александр Волков (фрагмент)
Свящ. Владислав Кумыш
 
Источник: ruspol.net
Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников


26.09.18
541
Октябрьский переворот 1917 года со временем дал знать о себе и в Нарве. В ноябре месяце немецкая военная власть, утвердившаяся в Эстляндии в ходе Первой Мировой войны, сменилась диктатурой большевиков. Совершив насильственный захват власти и объявив Эстонию Трудовой Коммуной, представители нового режима первым делом взялись за очищение страны от «религиозного дурмана». 10 декабря 1918 года Совет Эстляндской Трудовой Коммуны издал декрет о выселении из страны всех лиц духовного звания. «Попы всех вероисповеданий, как распространители ложного учения, объявляются контрреволюционерами и, тем самым, врагами трудового народа, и им запрещается пребывание в пределах Эстонии», — говорилось в этом документе.
 
Через два дня вышло новое постановление, запрещавшее совершение богослужений. А 30 декабря Управление внутренних дел передало все культовые здания в распоряжение местных исполнительных комитетов. Фактически, эти декреты преследовали цель полного уничтожения Церкви в пределах Эстонии. На основании этих указов все нарвское духовенство было арестовано. В обвинительной графе каждого арестованного священнослужителя значилось: «православный поп, заложник». Священникам было вы­дано предписание покинуть страну в течение 24 часов. Депортации избежали только трое из них: о. Александр Волков, о. Дмитрий Чистосердов — они были расстреляны — и о. Владимир Бежаницкий, священник Нарвской Кренгольмской Воскресенской церкви. Последний упросил власти оставить его в Нарве, принять во внимание его преклонный возраст и болезненное состояние. Большевики «снизошли» к просьбе «классового врага» по-своему, т. е. издевательски: о. Владимира освободили с правом проживания в Нарве, но заставили его при этом рыть ямы для расстреливаемых. Бедный пастырь, не выдержав такого испытания, впоследствии лишился рассудка.
 
О. Александра обвинили в монархизме. Никаких расследований, конечно, не проводилось. Списки расстреливаемых заранее составлялись местными чека и затем отправлялись в отдел внутренних дел Эстляндской коммуны. «В список № 1, — говорилось в секретном циркуляре, — надлежит внести тех из находящихся в живых еще лиц, которые с 1905 года в той или иной форме притесняли или преследовали трудящийся народ. Вы отвечаете за то, чтобы в этом списке не было пропущено ни одного имени, ни одного барона, пастора или православного священника, живущего в этом районе, совершенно независимо от того, как смотрит местное население на его деятельность». Понятно, что при таких широких правах местные карательные органы, минуя всякое судопроизводство, могли вносить в число смертников кого угодно.
 
На протоколе ареста о. Александра от руки наискосок было размашисто написано: «смотри обратную сторону». А на обратной стороне этого документа в верхнем левом углу та же рука начертала: «Комиссия (по борьбе с контрреволюцией — прим. автора) постановила: русского попа Александра Павлиновича Волкова — расстрелять. 6. 01. 19. О. Эллек». Таким образом, Оскар Эллек, председатель нарвской комиссии по борьбе с контрреволюцией, без всяких допросов и дознаний, единолично вынес решение о расстреле о. Александра, поставив резолюцию прямо на протоколе ареста.
 
Против фамилии «Димитрий Стефанович Чистосердов» в соответствующей графе «смертного» стояла запись «Mustsada», что в переводе с эстонского означало «черносотенец». Других документов, касающихся о. Димитрия, — ордера на арест, протоков допроса и т. п. — в архиве по делу репрессированного духовенства не обнаружено. «Черносотенец» — это единственное слово против его фамилии говорит о том, что о.Димитрий, как и о.Александр, оставался в 1919 году человеком, преданным монархии и Государю Императору, на верность которому они присягали в свое время, как все граждане России. Их «монархичность» заключалось в той верности идеалам великой России, в котрых они были воспитаны и которые стали впоследствии неотъемлемой частью их души. В политической деятель: замешаны не были, иначе бы в следственных делах обязательно появились бы соответствующие документы и характеристики.
 
Абсолютное отсутствие архивных данныхных в документах Эстляндской Трудовой Коммуны о принадлежности двух приговорённых к расстрелу настоятелей к партиям и союзам не оставляет сомнений в их аполитичности. Как пастыри они, вероятно, они не могли не говорить пастве о своих взглядах и убеждениях в то трагическое для России время. Только за это — за искренность и пастырское прямодушие, за верность взрастивший их Родине и Церкви — они и были приговорены к р На второй день Рождества Христова, в праздник Пресвятой Богородицы, 8 января 1919 года их вывели за пределы города и предали мученической смерти.
 
Но имеем ли мы право называть ивангородских пастырей мучениками за веру во Христа? Чем отличаются они от многих других жертв красного террора?
 
Отвечая на этот вопрос, следует заметить, что уничтожение духовенства носило организованный, а не произвольный характер. Расстреливая пастырей или выдворение их за пределы страны, красные комиссары искореняли идеологию, которая, как им казалась, поддерживала существование строя имущественного неравенства. Характерно, что в декрете Я.Анвельта священство названо отнюдь не «классовым врагом» или «прислугой эксплуататорского меньшинства». Служители Церкви объявлялись в этом менте «распространителями ложного учения».
 
А это значит, что, уничтожая духовенство, большевики боролись, прежде всего, с учением Христа, с православной верой как таковой. Нацеливая ружье на человека в рясе с крестом, революционер расправлялся с нравственными и духовными ценностями христианства, стрелял в учение Христа Спасителя, несовместимого с его идеями материального безбожного равенства. Торжество идей социалистического преобразования общества требовало полной ликвидации Церкви. В силу этих причин гонения Церкви, проводимые ленинской диктатурой, имели ярко выражен антихристианскую направленность. Все это не позволяет нам считать убиенных пастырей случайными жертвами времени, втянутыми в роковой круговорот исторических событий, а обязывает относиться к ним как к мученикам за веру православную и Церковь Христову.
 
История не сохранила нам подробностей гибели двух ивангородских священников. Тела расстреляных были брошены в нечистоты. Когда красные ушли, священник Никольской Ивангородской церкви о. Константин Колчин позаботился об отпевании мучеников и христианском их погребении. Имена ивангородских пастырей до 1940 года, т. е. до ввода советских войск в Эстонию, почитались в городе наравне с именем священномученика Платона, епископа Ревельского. «В воскресенье, 15 января, — сообщалось в газете «Нарвский листок» от 1928 года (№ 5), — в Преображенском соборе, после литургии причтом во главе с Его Высокопреосвященством архиепископом Евсевием была отслуже­на великая панихида по убиенным большевиками еп. Платоне, прот. Д. Чистосердове и свящ. А. Волкове. Молитвенная углубленность богомольцев, строгая траурная тишина, скорбные напевы панихиды невольно приковывали внимание к тем страшным, ушедшим дням, когда расстреливали за исповедание Христа этих великих священномучеников. Кто из нарвитян не знал отца Димитрия Чистосердова и отца Александра Волкова? Милых, самоотверженных пастырей, которых за любовь ко Христу расстреляли на Кренгольмс—ком поле и тела их бросили в свалочное место. Пусть светлые имена их постоянно будут в нашем сознании».
 
В этой небольшой заметке мысль содержится высокая и справедливая: мы не имеем права предавать забвению имена тех, кто кровь свою пролил за Христа.
____________
 
Источник: Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск № 25
 

Последние
Tallinn Eclipse Tournament 11.05.19   112 /
Бессмертный полк в Таллинне 22.04.19   16 /
Бессмертный полк: погубят ли «принципы проведения» наш общенародный порыв? 22.04.19   31 /
«Бессмертные полки» подписали соглашение о единых принципах организации и проведения шествия 9 мая 22.04.19   23 /
Опрос ERR: самые эстонские слова по версии жителей Ида-Вирумаа 22.04.19   0 /

Реклама
Лучшее за неделю
Навстречу 13 срановой конференции соотечественников. 7. Мегаскотское поведение дристунов 16.04.19   211 /
Навстречу 13 срановой конференции соотечественников. 6. Как жить-то дальше будем? 16.04.19   207 /
Навстречу 13 срановой конференции соотечественников. 9. КСРСЭ приветствует встречу двух президентов 17.04.19   197 /
Навстречу 13 срановой конференции соотечественников. 1. Список участников 16.04.19   183 /
Навстречу 13 срановой конференции соотечественников. 8. Проект резолюции 17 мая 2019 года 16.04.19   169 /

Общество и политика
Бессмертный полк в Таллинне 22.04.19   16 /
«Бессмертные полки» подписали соглашение о единых принципах организации и проведения шествия 9 мая 22.04.19   23 /
Опрос ERR: самые эстонские слова по версии жителей Ида-Вирумаа 22.04.19   0 /
Из жизни
В псковском доме престарелых освятили стиральные машины 18.04.18   2137 /
Роскомнадзор приготовился заблокировать Facebook до конца 2018 года 18.04.18   2195 /
Питерское СИЗО: Позвоночник сломан, следы от кипятильника во рту 18.04.18   2534 /
Культура
Борис Гребенщиков: «Хочу, чтобы люди поднялись с кресел» 10.04.19   264 /
Насилие, убийства, педофилия. В чем обвиняли Майкла Джексона и других звезд 14.03.19   688 /
Игорь-Северянин. In atrium post mortem. 15 04.03.19   819 /
Публицистика
Бессмертный полк: погубят ли «принципы проведения» наш общенародный порыв? 22.04.19   31 /
Финляндия – самая счастливая в мире страна, и некоторых из нас это смертельно раздражает. Почему? 23.03.19   480 /
Современные формы рабства не обошли стороной Финляндию 11.03.19   672 /
Читательская проза
Литературный конкурс клуба ветеранов МВД 08.01.19   1678 /
Главы из новой книги. О смерти 15.12.18   1759 /
Главы из новой книги. Радио Таллинн 11.11.18   1852 /
Казачьи вести
Этический кодекс пишущего казака 16.02.19   1091 /
Рождение сверхновой: генерал казачества Геннадий Шмырёв 21.11.18   1929 /
Верховному атаману СКВРиЗ Виктору Петровичу Водолацкому «Аксиос!» 18.11.18   1868 /
Соотечественники
Навстречу 13 срановой конференции. 11. Координационный совет не поддержал Заренкова 19.04.19   86 /
Навстречу 13 срановой конференции соотечественников. 9. КСРСЭ приветствует встречу двух президентов 17.04.19   197 /
Навстречу 13 срановой конференции соотечественников. 8. Проект резолюции 17 мая 2019 года 16.04.19   169 /
Рецепт дня
Чем дольше пища остается в кишечнике, тем больше в нем 11.03.19   693 /
Хрюшка в багровых тонах. Новогодний этюд 27.12.18   1731 /
11 правил здорового питания, в которых вас обманули 08.09.16   3317 /