Русское Информационное Поле
На главную
Архив
Общество и политика
Из жизни
Культура
Публицистика
Читательская проза
Соотечественники
Казачьи вести
Интересности
Рецепт дня
Игорь-Северянин. In atrium post mortem. 11
Михаил Петров
Источник: ruspol.net
Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников


15.02.19
1870
По тому, как неуклонно снижается количество просмотров, понимаю, что Шубникова и Терёхина утомили не только меня. Увы, мои друзья, я не ставил своей целью переписать труд двух специалистов по Игорю-Северянину. Я всего лишь хотел показать, что жизнеописание могло быть более живым, более человечным, тем более, что материала – море! Вот только море это требует осмысления (навигации).
 
Вот типичный пример: на странице 274 помещена глава «Донжуанский список Игоря-Северянина». Однако вот беда – списка вы тут не найдёте, есть некие общие размышления о Пушкине и Брюсове, но донжуанского списка поэта здесь нет. Зато есть целая глава, посвящённая свойственнице – некровной родственнице поэта Александре Коллонтай, которую он, может быть, пару раз видел у Домонтовичей – ни любви, ни общения, но зато внимание Шубниковой и Терёхиной.
 
Восемь страниц – 287-194 – посвящено сочетанию в жизни поэта музыки и поэзии. Тема сложная, а особенно с учётом того, что некогда рассказала мне Александра Михайловна Вавилина-Мравинская о муже Евгении Мравинском – дальнем родственнике поэта. Но сначала я рассказал ей о некоторых эпизодах из жизни поэта, связанных с музыкой и алкоголем, вроде этого – воспоминаний Сергея Спасского, видевшего Игоря-Северянина в марте 1913 года на выступлении в Тифлисе:
 
«И. Северянин примыкал к футуристскому племени, выдавая себя за одного из вожаков. Правда, он вышел не раскрашенный и одетый в благопристойный сюртук. Был аккуратно приглажен. Удлинённое лицо интернационального сноба. В руке лилия на длинном стебле. Встретили его полным молчанием. Он откровенно запел на определённый отчётливый мотив.
 
Это показалось необыкновенно смешным. Вероятно, действовала полная неожиданность такой манеры. Хотя и сами стихи, пересыщенные словообразованиями, вроде прославленного «окалошить», нашпигованные иностранными словечками, а главное, чрезвычайно самоуверенные и заявляющие напрямик о величии и гениальности автора, звучали непривычно и раздражающе. Но вряд ли публика особенно в них вникала, улавливая разве отдельные, наиболее хлёсткие фразы. Смешил хлыщеватый, завывающий баритон поэта, носовое, якобы французское произношение. Все это соединялось с презрительной невозмутимостью долговязой фигуры, со взглядом, устремлённым поверх слушателей, с ленивым помахиванием лилией, раскачивающейся в такт словам. Зал хохотал безудержно и вызывающе. Люди хватались за головы. Некоторые, измученные хохотом, с красными лицами бросались из рядов в коридор. Такого оглушительного смеха я впоследствии ни на одном поэтическом вечере не слыхал. И страннее всего, что через полтора-два года такая же публика будет слушать те же стихи, так же исполняющиеся, в безмолвном настороженном восторге».
 
Спасский подметил, то, что другие мемуаристы пропустили – откровенное пение на определённый отчётливый мотив. Что ж в том смешного? Если верить Юрию Озаровскому, то такая манера чтения в начале прошлого века не была чем-то из ряда вон выдающимся:
 
«Неужели для того, чтобы музыкальныя украшения слога получали должный рельеф в исполнении, необходимо их «петь», т. е. оглашать их не путём речи, говора, но с помощью особых, чисто певческих процессов?..» (Музыка живого слова. СПб, 1914)
 
Так, хохотали-то почему? Всё дело в физиологии и в отчётливом мотиве. В марте 1912 года Игорь-Северянин пишет приятелю Афанасьеву:
 
«Доктор сегодня выпустит меня на свободу — до субботы, а в субботу состоится операция, вызванная разрывом так называемой “уздечки”. Ужасно нервничаю, волнуюсь».
 
У мужчин уздечка, как правило явление парное. Та уздечка, о которой поэт сообщает приятелю, связывает крайнюю плоть с головкой полового члена. Короткая уздечка вызывает болезненные явления, мешающие получать наслаждение от полового акта. Из текста не совсем понятно, какая именно предстоит операция, но логика подсказывает, что порвавшаяся уздечка приносит облегчение, избавляя от операции. Так что скорее всего, речь идёт о несложном хирургическом вмешательстве – ножницами один раз чик, и нет проблемы. Потом поэт напишет, что не со всеми женщинами, которых он любил и которые любили его в это время он был телесно близок.
 
Парная уздечка находится под языком. В случае Игоря-Северянина, дефект незначительный, не отражающийся на обыденном общении, но проявляющийся в минуты волнения, например, на сцене перед публикой. Поэт нашёл способ маскировать дефект декламацией, отсюда пение. Кстати, эпигон Игоря-Северянина Александр Вертинский превратил полупесенки поэта в полноценные песенки Печального Пьеро. Забавно: оказалось, что в песенки Пьеро легко укладывается практически весь Серебряный век русской поэзии. 10 сентября 1924 года Вертинский присутствовал на выступлении Игоря-Северянина в Варшаве, но подойти к нему после концерта не решился.
 
 ÐÐ° данном изображении может находиться: 10 человек, люди улыбаются, часть тела крупным планом и в помещении
Сергей Фёдорович Дешкин (Кайдан-Дешкин по месту отсидки) сам по себе и с пионерами.
 
Нотная запись, оставленная автором знаменитого пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи» Кайдан-Дешкина в архиве Юрия Шумакова многих исследователей ввела в искушение. Могу, сославшись на самого поэта, смело утверждать, что это фуфло. Дешкин мог слышать Игоря-Северянина, будучи 20 лет от роду, на одном из трёх выступлений 1921 года в Вильно, когда стихи уже не пелись:
 
Как я
Стихи читаю, знает точно
Аудитория моя:
Кристально, солнечно, проточно.
 
А знаете почему кристально и проточно? С годами уздечка под языком перестала мешать. Так что уже к концу второго десятилетия ХХ века необходимость в пении отпала. По свидетельству Валмара Адамса, Игорь-Северянин назовёт пропетые некогда поэзы – стихами для дураков. Верить этому нельзя, потому, например, что «Весенний день» он будет читать прктически на каждом выступлении за границей.
 
Смешил не сам факт пения, а именно отчётливый мотив полонеза Филины из оперы Амбруаза Тома «Миньон». В основе оперы положены стихи из знаменитого романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» и его последующих вариаций. Стихи эти на протяжении XIX века привлекали композиторов от Бетховена и Шумана до Чайковского и Рубинштейна:
 
«Это преимущественно песни, исполняемые странствующим полубезумным арфистом и Миньон. Миньон (во французском просторечии — милок) — загадочное существо, ребёнок лет 12-13, не знающий ни отца, ни матери, то ли мальчик, то ли девочка, говорящий на ломаном немецком и ловко танцующий с завязанными глазами среди разбросанных яиц, аккомпанируя себе щелканьем кастаньет. <…>
 
На зарубежных сценах последняя картина — с примирением соперниц и признанием маркиза Чиприани — не исполнялась, и оперу венчал терцет счастливо соединившихся Вильгельма и Миньон с обретённым ею отцом. Однако в угоду немецкой аудитории, неспособной, по утверждению Ганслика, воспринять такой конец, Тома сделал специальную развязку: услышав голос Филины, Миньон падает замертво. Приблизившись тем самым к литературному первоисточнику...» (https://www.belcanto.ru/mignon.html )
 
Честно признаюсь, я не знаю какой вариант попал на оперную сцену в Петербурге, но вот, смотрите, что есть в «Громокипящем кубке» с пометкой 1910 год — поэза «Мои похороны», в которой Филина трелит над мёртвым поэтом:
 
Под искры музыки оркестровой,
Под вздох изнеженной малины —
Она, кого я так приветствовал,
Протрелит полонез Филины.
 
Вот теперь становится понятно, что публика делилась на тех, кто слышал оперу, и на тех, кто не был с ней знаком. Те, кто слышал оперу заражали своим смехом остальных. Если кратко, смех слушателей означает нахождение внутри культурного кода десятых годов прошлого века. (Так, в середине века на другом континенте, американский кинематограф снимал картины с закадровым смехом, призывающим иностранцев включиться в культурный код страны.) Спасский провинциал и нет ничего удивительного в том, что он не опознал полонез Филины, в то время как его осведомлённые современники-мемуаристы не придавали этому обстоятельству никакого значения.
 
 ÐÐµÑ‚ описания фото.
Песенка Филины.
 
И это ещё не всё мимо чего прошли Шубникова и Терёхина. Вот несколько цитат из отчёта о Поэзовечере в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея. Ходасевич прочёл реферат о футуризме Северянина. Стихи читали московские актрисы В.Ильнарская, Л.Селиванова, Л.Рындина, М.Морская, А.Коонен и А.Таиров. В 3-м отделении стихи читал автор:
 
«Четыре части ничем между собой не связанные. Как будто в один стакан налили шампанское, кофе, кислые щи и огуречный рассол. <…>
 
Закончил “вечер поэзии” сам виновник торжества – Игорь-Северянин. Читает он совсем необычно. Вернее, не читает, а поёт свои стихи речитативом. Каждый раз другой мотив. Сначала это кажется странным, но, когда привыкаешь – начинает ласкать ухо. И кажется, что такие стихи только так и надо читать. Только так и можно выделит то новое, то особенное, что в них есть. И публика, сначала улыбавшаяся, принимала автора с каждым новым стихотворением всё горячее и горячее, устроив, в конце концов, Игорю-Северянину настоящую овацию».  
 
Анонимный автор «Московской газеты» (31 мая 1914 года) приводит некоторые рассуждения Игоря-Северянина об эго-футуризме и не может обойти вопроса о манере чтения:
 
«Как читать мои стихи, спрашиваете вы, и под какую музыку? Под музыку Скрябина. Мои стихи под музыку Скрябина здесь может получиться удивительный диссонанс».
 
Любопытно упоминание автора о том, что каждое стихотворение выпевалось под новый мотив. Ну, и как тут не вспомнить замечание Шенгели о демоническом северянинском уме – если тупо заменить Тома на Скрябина, то и шампанское прокиснет. Впрочем, из сказанного Игорем-Северяниным о Скрябине репортёр «Московской газеты» так ничего и не понял. Поэт имел в виду придуманную композитором концепцию визуализации мелодии – звука! – с помощью света и цвета. В 1914 году не было техники, способной воплотить идею, но как было соблазнительно это новаторство! Читать поэзы под визуализированную музыку Скрябина, да это восторг! Это ли не футуризм с приставкой ego?!
 
Попутно сошлюсь на Валмара Адамса, который рассказывал мне, что у Игоря-Северянина была идеальная музыкальная! память. Он мог на слух исполнить практически любую оперную партию. «А голос был концертный, стены дрожали!» уточнил Адамс.
 
О, Шубина! О, Терёхина! В какой из культурных кодов включило вас?
 
Однако вернёмся к Спасскому, который видел Игоря-Северянина на следующее утро после концерта:
 
«Мы пошли через смежный номер. Там находился Северянин. Он полулежал на диване в старой тужурке, невыспавшийся, с несвежим, опухшим лицом. На столе перед ним — графин водки и тарелка с солёным огурцом. Отрывисто и важно он сообщил, что вскоре выйдет "Громокипящий кубок". Рядом с тарелкой лежали стихи Северянина, перепечатанные на машинке. Мне очень хотелось их прочесть, но я не решился обратиться к Северянину со столь смелой просьбой».
 
И вот теперь слово Александре Михайловне Вавилиной-Мравинской. Вечером мы сидим у неё на даче на Песках (Усть-Нарва) и за чаем она ласково объясняет мне об Игоре-Северянине, то до чего я сам ещё не додумался:
 
«— Надо понимать, что он был поэт и одарённый музыкально человек. Гениального музыканта терзает ритм. Гениального поэта рифма. Игоря-Северянина терзали и ритм, и рифма. Не всякий одарённый двумя такими талантами человек способен выдержать это испытание. Возбуждение становится особенно сильным после выступлений на публике. Организм сотрясается от резонанса, в который попадают ритм и рифма. Если не остановить, возможен коллапс творческая и даже физическая смерть. Именно это обстоятельство, а не декадентская распущенность объясняет его пьянство. Нечто подобное я наблюдала после концертов Евгения Константиновича. Освобождаясь от нервного перевозбуждения, он мог вдребезги разбить дорогой японский сервиз и вспомнить об этом лишь несколько дней спустя».
 
В «Петербургских зимах» Георгия Иванова находим замечание о манере чтения Игорем-Северяниным своих стихов:
 
«Манера читать у него была та же, что и сами стихи,— и отвратительная, и милая. Он их пел на какой-то опереточный мотив, все на один и тот же. Но к его стихам это подходило. Голос у него был звучный, наружность скорее привлекательная: крупный рост, крупные черты лица, тёмные вьющиеся волосы».
 
И, если вы ещё верите в авторитет Кайдан-Дешкина, то взвейтесь кострами сочинения Шубниковой и Терёхиной! Вот вам замечание Бенедикта Лившица… о Маяковском.:
 
«Впрочем, горланил он не только собственные стихи. Ему нравился тогда “Громокипящий кубок”, и он распевал на узаконенный Северянином мотив из Тома:
 
С тех пор, как все мужчины умерли,
Утеха женщины – война». <…>
 
А что же Шубникова и Терёхина, что вынесли они из музыкальной одарённости поэта? А вот, что – деньги он клянчил у Рахманинова:
 
«Сохранилось три письма Северянина Рахманинову. Ответные письма Рахманинова Северянину и портрет композитора с дарственной надписью композитора, по свидетельству Веры Коренди, сгорели в дни Великой Отечественной войны».
 
В РГАЛИ есть любопытный документ: собственноручная записка Игоря-Северянина со скрупулёзным перечислением всего, что сгорело в доме в Усть-Нарве, включая половики, ночные горшки, штопор, консервный нож, стаканы и подстаканники, тазики, вёдра, полочки, и т.п. Среди застеклённых карточек вместе с Пушкиным, Гёте, Римским-Корсаковым, Стравинским и даже Сталиным упомянут Рахманинов, а ещё сгоревшая шкатулка с письмами. Какими? Никто не знает. Зато поэт упомянул свои ноты то, из его стихов, что к сорок первому году было положено на музыку.
 
Продолжение следует.
__________________
Начало смотри здесь, продолжение 2 здесь, продолжение 3 здесь, продолжение 4 здесь, продолжение 5 здесь, продолжение 6 здесь, продолжение 7 здесь, продолжение 8 здесь продолжение 9 здесь, продолжение 10 здесь  
 

Последние
Недостающее звено. 2. 19.09.19   30 /
В Бурятии задержан шаман, который шел "изгонять Путина" 19.09.19   28 /
«Когда протестует все общество, молчание Церкви становится оглушительным» 19.09.19   11 /
Ария московского гостя: «Де-эн-эг нет, но вы де-эржите-эсь!» 19.09.19   26 /
Кальюлайд об инициативе Хельме: мы должны простить EKRE ее некомпетентность 19.09.19   11 /

Реклама
Лучшее за неделю
Жители Земли смогут наблюдать антисуперлуние 13.09.19   225 /
Шнобелевская премия-2019: грязные деньги, намагниченные тараканы и температурная асимметрия мошонки 13.09.19   210 /
Гитлера профинансировали Федеральная резервная система США и Банк Англии 14.09.19   195 /
Архиепископ Иоанн объявил о переходе в Московский патриархат 15.09.19   187 /
Cамая грязная валюта в мире - румынский лей 13.09.19   174 /

Общество и политика
В Бурятии задержан шаман, который шел "изгонять Путина" 19.09.19   28 /
«Когда протестует все общество, молчание Церкви становится оглушительным» 19.09.19   11 /
Ария московского гостя: «Де-эн-эг нет, но вы де-эржите-эсь!» 19.09.19   26 /
Из жизни
В псковском доме престарелых освятили стиральные машины 18.04.18   4783 /
Роскомнадзор приготовился заблокировать Facebook до конца 2018 года 18.04.18   4692 /
Питерское СИЗО: Позвоночник сломан, следы от кипятильника во рту 18.04.18   5289 /
Культура
Как Британия высмеивала Гитлера с помощью Немецкой службы Би-би-си 15.09.19   173 /
Анализ ДНК почти 100 египетских мумий шокировал учёных всего мира 10.09.19   328 /
Самый новый русский новояз 19.08.19   716 /
Публицистика
Давайте не терять рассудок - он еще здорово пригодится 15.08.19   881 /
Можно ли сравнивать массовые задержания в России и во Франции 02.08.19   1161 /
Приговор международного военного трибунала в Нюрнберге: смотреть в книгу видеть фигу 01.08.19   1222 /
Читательская проза
Недостающее звено. 2. 19.09.19   30 /
Недостающее звено. 1. 18.09.19   50 /
Литературный конкурс клуба ветеранов МВД 08.01.19   4236 /
Казачьи вести
Этический кодекс пишущего казака 16.02.19   3879 /
Рождение сверхновой: генерал казачества Геннадий Шмырёв 21.11.18   4611 /
Верховному атаману СКВРиЗ Виктору Петровичу Водолацкому «Аксиос!» 18.11.18   4426 /
Соотечественники
Объединённая левая: скандал в «благородном» семействе 20.07.19   1707 /
Статья Анатолия Егорова, не рекомендованная посольством РФ к публикации 19.07.19   1522 /
Случай нарушения прав человека в Эстонии: юрист-правозащитник Русаков в статусе подозреваемого 10.07.19   1865 /
Рецепт дня
Чем дольше пища остается в кишечнике, тем больше в нем 11.03.19   3386 /
Хрюшка в багровых тонах. Новогодний этюд 27.12.18   4381 /
11 правил здорового питания, в которых вас обманули 08.09.16   5873 /