Русское Информационное Поле
На главную
Архив
Общество и политика
Из жизни
Культура
Публицистика
Читательская проза
Соотечественники
Казачьи вести
Интересности
Рецепт дня
Русские в Финляндии, финны в России – ингерманландцы хотят, чтобы их роль в финской истории была признана
Источник: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/russkie_v_finlyandii_finny_v_rossii__ingermanlandtsy_khotyat_chtoby_ikh_rol_v_finskoi_istorii_byla_priznana/11006001
Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников


06.10.19
353
Lea Pakkanen
Леа Пакканен в городском музее Норильска в зале, посвященном ГУЛАГу Фото: Meeri Koutaniemi

В истории Финляндии существование ингерманландцев долгое время замалчивалось.

Сегодня по финскому календарю именин отмечается день Инкери. В этот день ингерманландские финны вспоминают о произошедшем 75 лет назад масштабном переселении.

Во время Войны-Продолжения в 1943-1944 гг. в Финляндию с захваченных немцами территорий переселили 63 000 человек, принадлежавших к близкородственным финнам национальностям. В основном это были женщины и дети. 55 000 человек вернули обратно в СССР после после заключения тн. Московского перемирия в 1944 году. Попасть домой, однако, им не удалось. Ингерманландцев стали массово высылать в центральные регионы России между Москвой и Ленинградом, а также в Сибирь. Путь обратно в родные места им был заказан. Многие поняли это лишь в тот момент, когда поезд, на котором ингерманландцы возвращались из Финляндии, не остановился в Ленинграде, а продолжил путь.

Как считает журналистка Леа Пакканен, сама принадлежащая к инкери и переехавшая в Финляндию в 7 лет, история является краеугольным камнем, на котором выстроена национальна идентичность ингерманландцев: для инкери жизненно важным является то, что произошло с их родителями, бабушками и дедушками и предшествующими поколениями.

- Идентичность инкери всегда находилась где-то на перекрестке между Финляндией и Россией. Когда мы жили в СССР, окружающие считали нас необычными, даже странными, ведь мы были финнами. У нас были трудные для произношения финские имена, у нас были свои обычаи, например, встреча Рождества, мы говорили на своем языке… И вдруг после переезда в Финляндию мы снова оказались необычными, странными, чужими, для финнов мы были русскими. То, кем мы являемся, определяли другие люди, - говорит Пакканен.

Опыт Пакканен разделяют многие ингерманландцы, переехавшие в Финляндию в 1990-е, во время третьей волны репатриации.

Десятилетия тишины

История лежит в основе идентичности инкери, но эта история десятилетиями замалчивалась по обе стороны границы, как в СССР, так и в Финляндии.

Juhannus Inkerissa
Фото: Tatjana Shadrunovan arkisto

Леа Пакканен замечает, что исследования на эту тему велись, однако эта тема не популяризована и в школах, например, ее не обсуждают.

- В Финляндии о судьбах инкери молчат вот уже 40 лет. Учителя, родители моих друзей, общество – у них очень мало представления о том, кто такие ингерманландские финны. В школах о них не рассказывают. Переехав в Финляндию, я не нашла того социокультурного контекста, который объяснил бы мне истории, которые я слышала в семье о том, что с нами произошло, - говорит Пакканен.

Она рассказывает о девочке, которая получила в школе домашнее задание написать сочинение о том, как ее история ее семьи вписывается в общую историю Финляндии. Девочка рассказала о том, как ее дед-ингерманландец воевал в финской армии против СССР, но вынужден был после окончания войны вернуться туда, где его осудили на десять лет лагерей. Выйдя на свободу, дедушка переехал в Эстонию и позже получил почетную грамоту от президента Кекконена. Девочка родилась в Эстонии и переехала в Финляндию как репатриантка. Учительница, однако, полностью проигнорировала рассказ школьницы. Другим детям в похожей ситуации было сказано, что эти вещи не относятся к истории Финляндии.

Историк Тойво Флинк, посвятивший долгие годы исследованию ингерманландцев, подтверждает наблюдения Пакканен. Он изучил финские школьные учебники за несколько десятилетий и не нашел в них ни малейших упоминаний о судьбах инкери.

- Пока история инкери не будет принята, одобрена и не войдет в историю Финляндии в школах и университетах, ингерманландцы не будут приняты как часть финской культуры, - говорит Флинк.

Toivo Flink
Фото: Yle

Неудивительно, что молодое поколение инкери зачастую чувствует растерянность. Старшие родственники, прошедшие через тяжелые испытания, не всегда готовы распространяться о семейной истории. Переселение, депортации, сталинские репрессии и расстрелы – обо всем об этом в семьях инкери предпочитали молчать.

С другой стороны, говорить о каком-то едином сплоченном поколении ингерманландской молодежи не приходится. Часть из них живет в Финляндии как иммигранты второй или третьей волны. Для них семейная история зачастую не имеет уже такого значения как для тех, кто переехал в Финляндию ребенком, не говоря уже о многочисленных российских инкери, живущих как на территории исторической Ингерманландии, так и в местах, куда были сосланы их предки.

В различных общественных организациях задействованы в основном люди старшего поколения

В Финляндии существует несколько общественных организаций, деятельность которых направлена на репатриантов. Это Финляндский Союз Ингрии, Академическое общество Ингрии (Suomen Akateeminen Inkeri-seura) и Просветительский фонд ингерманландцев (Inkeriläisten sivistyssäätiö). В этих организациях состоят преимущественно люди старшего возраста. Их деятельность также не освещается через информационные каналы, которые использует более молодая аудитория, например, социальные медиа. Нет и деятельности, предназначенной специально для молодежи.

Некоторые молодые люди участвуют в летних лагерях и праздниках для инкери. Леа Пакканен однажды поучаствовала в таком празднике.

Inkerin kesäjuhlien pinssi.
Фото: Yle

- Я ничего заранее не знала о празднике. Каждый в некотором роде отмечал по-своему. У кого-то дома хранился национальный костюм, кто-то умел петь народные песни. Все варьируется в зависимости от семьи, - говорит Пакканен.

В то же время люди хотят лучше узнать и понять, кто такие ингерманландцы. Многие хотят разделить свои переживания с другими, прошедшими те же испытания. Леа Пакканен вместе со своим отцом Сантери и фотографом Меери Коутаниеми работает над проектом, цель которого – собрать информацию и запечатлеть на пленке места, где жили инкери.

- Мы хотим своими глазами увидеть места, где и как жили ингерманландцы, кто живет там сейчас, какими были обстоятельства их жизни – одним словом, узнать больше конкретики, - говорит Пакканен.

Журналистка также обратилась за интервью к живуим в Финляндии инкери в возрасте от 20 до 90 лет. Несмотря на то, что выставка, посвященная судьбам инкери, откроется в Национальном музее только в конце января, проект уже пробудил к себе интерес также среди ингерманландской молодежи. Организаторы рассказали о проекте в соцмедиа и на них обрушился шквал звонков и сообщений. Звонили и писали люди, которые в свое время не стали замалчивать семейную историю, и их внуки, которые захотели узнать больше, чем бабушка или дедушка в свое время согласились рассказать.

- Мне кажется, людям по-настоящему нужно, чтобы об этом говорили, - подытоживает Пакканен.



Последние
Недостающее звено. 11. Финал 19.10.19   11 /
Реплика. Синдром Псаки в исполнении Марии Захаровой 18.10.19   44 /
Испытывающий финансовые трудности Русский театр сменит репертуар 17.10.19   40 /
Резервисты с трудом смогли выяснить, нужно ли им являться на учебные сборы 17.10.19   25 /
Одна из задач резервистов на учениях Okas - прибыть к пункту сбора в максимально короткий срок 17.10.19   14 /

Реклама
Лучшее за неделю
Министр юстиции Райво Аэг: Обслуживать на человеческом языке, а не разговаривать руками и ногами! 13.10.19   237 /
Димитрий Кленский: есть опасность, что визит Путина в Тарту принесёт пользу только Эстонии 16.10.19   75 /
Недостающее звено. 10. 16.10.19   69 /
Отчего Праздник Покрова Божией Матери так бережно чтится казаками? 14.10.19   68 /
Покров Пресвятой Богородицы. Смысл, история и традиции 14.10.19   50 /

Общество и политика
Реплика. Синдром Псаки в исполнении Марии Захаровой 18.10.19   44 /
Испытывающий финансовые трудности Русский театр сменит репертуар 17.10.19   40 /
Резервисты с трудом смогли выяснить, нужно ли им являться на учебные сборы 17.10.19   25 /
Из жизни
В псковском доме престарелых освятили стиральные машины 18.04.18   5350 /
Роскомнадзор приготовился заблокировать Facebook до конца 2018 года 18.04.18   5166 /
Питерское СИЗО: Позвоночник сломан, следы от кипятильника во рту 18.04.18   5907 /
Культура
"Пофиг" и "джедай". Новый сленг и термины из "Звездных войн" в Оксфордском словаре 16.10.19   40 /
В США вскроют могилу гангстера Джона Диллинджера. Говорят, там захоронен другой 06.10.19   353 /
Русские в Финляндии, финны в России – ингерманландцы хотят, чтобы их роль в финской истории была признана 06.10.19   352 /
Публицистика
Пётр Бутько о революционерах 02.10.19   488 /
Давайте не терять рассудок - он еще здорово пригодится 15.08.19   1718 /
Можно ли сравнивать массовые задержания в России и во Франции 02.08.19   1981 /
Читательская проза
Недостающее звено. 11. Финал 19.10.19   11 /
Недостающее звено. 10. 16.10.19   69 /
Недостающее звено. 9. 12.10.19   260 /
Казачьи вести
Как приобрести книгу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Казачество. Отечество, вера, служение», 08.10.19   345 /
Состоялась презентация новой книги Святейшего Патриарха Кирилла «Казачество. Отечество, вера, служение» 08.10.19   348 /
Этический кодекс пишущего казака 16.02.19   4482 /
Соотечественники
Объединённая левая: скандал в «благородном» семействе 20.07.19   2530 /
Статья Анатолия Егорова, не рекомендованная посольством РФ к публикации 19.07.19   2322 /
Случай нарушения прав человека в Эстонии: юрист-правозащитник Русаков в статусе подозреваемого 10.07.19   2674 /
Рецепт дня
Чем дольше пища остается в кишечнике, тем больше в нем 11.03.19   3956 /
Хрюшка в багровых тонах. Новогодний этюд 27.12.18   5029 /
11 правил здорового питания, в которых вас обманули 08.09.16   6420 /