Политик Кристина Каллас отметила в речи президента по случаю 102-й годовщины Эстонской Республики несколько важных моментов, касающихся языка и отсутствия территориальных претензий к соседям.
"Из-под палки эстонский язык никому родным и любимым не станет. Президент была права, когда сказала, что так дальше работать с эстонским языком нельзя. Я надеюсь, что президент понимает, что жесткий переход на эстонский язык обучения тоже не будет приемлемым для русскоязычного населения", – сказала Каллас в интервью ETV+.
"Другой важный внешнеполитический момент в речи президента – когда она сказала, что у эстонского государства нет территориальных претензий к своим соседям", – добавила политик.
Кроме того, президент в своей речи отметила, что в Эстонии слабый парламент. "Президент практически погрозила пальцем парламенту и призвала его начать работать. Прошел почти год, а важных политических решений мы до сих пор не видим. Люди разочарованы и ищут альтернативу, так как ни коалиция, ни оппозиция им не нравится", – сказала Каллас.
Президент в своей речи слишком много критиковала по мелочам, считает гость президентского приема – ректор Таллиннского технического университета Яак Аавиксоо.
"Мне бы хотелось, чтобы больше внимания было уделено темам развития и будущего в Европе и Эстонии, – сказал Яак Аавиксоо ETV+. – Тем не менее, критика тоже правомерна, потому что проблем у нас много. Мы надеялись на большее от этого правительства".
Речь президента была не только праздничная, но и критичная. В ней был затронут ряд болезненных вопросов, но это видение было несколько со стороны, считает мэр Таллинна Михаил Кылварт.
"Все-таки президент – это неотъемлемая часть государства. Все, что с нами происходит, происходит точно так же и с президентом. Президент – это тоже власть. Хотелось больше бы отождествления со словом "мы", – сказал Кылварт в интервью ETV+.
"Было очень приятно слышать о любви к языку. О том, что язык нельзя навязывать, язык – это ценность, и его надо воспринимать с любовью. Мне кажется, что такой же посыл должен быть по отношению ко всем людям, которые проживают в Эстонии", – отметил он.
Он добавил, что для Таллинна очень важно, чтобы было сотрудничество с государством.
Николай Краев в Постимеес:
Речь президента у нас похожа на бородатый анекдот о конкурсе на лучший короткий рассказ, в котором должны быть королева, Бог, тайна и немножко секса. Победил, известно, рассказ-предложение: «О боже, – воскликнула королева, – я беременна, и опять неизвестно от кого!»
Президент не зря начинает речи с поэзии. Много говорили о том, что роль президента – быть моральным маяком, маяком, так сказать, этическим. С этим у нас, как по мне, сложновато: Леннарт Мери еще куда ни шло, но ни экс-коммунист и почетный председатель партии EKRE, ни человек с хутора Эрма, вставшего нам, налогоплательщикам, в круглую сумму, на эту роль не годятся. Кальюлайд, кажется, решила стать маяком другого рода – эстетическим. Она говорит красиво. Стихами. Восторженные натуры, наверное, заслушиваются. Вот и «душа слишком нежна», и «звучные и живописные слова в виде эстонских песен» взмывают, понимаете, ввысь. И что-то там еще, тра-ля-ля-ля. Перед грозой так пахнут розы!..
Послушайте: в нашей богоспасаемой стране на тридцатом году восстановленной независимости без малого 14% постоянных жителей – серые и красные паспорта, российское гражданство люди брали не от хорошей жизни, – не имеют права выбирать парламент. То есть не имеют права быть представленными в парламенте. То есть никто не защищает их интересы на государственном уровне (что влечет за собой любопытные последствия для политики и экономики). Это и есть ваши «равные возможности»? Ну вранье же. Давайте хоть кто-то скажет, что король голый, а президент в своей речи врет. Причем врет не краснея.