Русское Информационное Поле
На главную
Архив
Общество и политика
Культура
Cеребряный век
Публицистика
Читательская проза
Казачьи вести
Соотечественники
Рецепт дня
Ушел из жизни двигатель перестроечного театра Роман Виктюк
Екатерина Барабаш, Москва
Источник: https://www.rfi.fr/ru/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/20201117-%D0%B8-%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE-%D0%B2-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5-%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BB-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8E%D0%BA
Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников


19.11.20
191

Этот проклятый, високосный, ковидный, отвратительный год, заканчиваясь, тянет и тянет за собой тех, без которых жить нельзя, невозможно, дико. Теперь он унес Романа Григорьевича Виктюка — не просто режиссера, не просто большого артиста. Виктюк — свет. Виктюк — комета. Виктюк — человек-праздник, человек-сюрприз. Великое дитя и апостол театра. Наша данность, наша вечность.

Ему только-только исполнилось 84 — свой последний день он встретил в больнице, где его лечили от коронавируса. Ему было очень плохо, он лежал на искусственной вентиляции, и было не то что тревожно — было невероятно страшно. Но при этом почему-то не покидала уверенность: выкарабкается. Болезнь, смерть, страх — это все не про Виктюка. Нет-нет, это не фигура речи, не дежурная фраза для некролога — просто Роман Григорьевич почти физиологически отторгал любое несчастье. Казалось, все, что не имело отношения к искусству и к любви, все мелкое, противное, некрасивое, страшное, приближаясь к нему, отлетало, ударившись о его крепкую броню из любви и радости. Он вовсе не был этаким душкой — со своими артистами Виктюк порой вытворял вещи, которые никому другому бы не простили. Он кричал на них последними словами, мог сильно обидеть во время репетиции, но и вопля «Гений!!!» мог удостоить артиста запросто. Виктюк был одержим театром и любовью, а все остальное не имело значения. Они с театром были счастливы вместе.

В 70-е он создал Студенческий театр МГУ, где для начала поставил «Ночь после выпуска» Тендрякова, потом — «Уроки музыки» по пьесе Петрушевской. Слава смелого ниспровергателя привычных основ, дерзкого художника-новатора покатилась по Москве. Имя Виктюка стало символом обновления советского театра и надеждой на то, что свежие ветры не обойдут и наши просторы. А в 1988-м на него обрушилась сногсшибательная слава — он поставил «Служанок» Жана Жене в «Сатириконе». Это была первая постановка после смерти Аркадия Райкина, когда театр был в растерянности. Виктюк принес пьесу, назначил на женские роли четырех мужчин — Константина Райкина, Николая Добрынина, Сергея Зарубина и Александра Зуева. Никто из них пьесу не понял, о чем отважно артисты и заявили режиссеру. Но этого человека смутить было невозможно — он знал, что собирается поставить выдающийся спектакль. Терпеливо и эмоционально, настойчиво и страстно он объяснял актерам свой замысел — и постепенно они загорелись этой, как им казалось, авантюрой. Кто ж знал тогда, что этой постановке суждено стать главным спектаклем Виктюка, пережить две редакции, перекочевать в другой театр и прожить больше тридцати лет? «Служанки» произвели мало сказать фурор — это было откровение. Театральная Москва смотрела спектакль с открытым ртом — «а что — так можно было?!»

Виктюк стал двигателем перестроечного театра.

Тогда же, в 88-м, он поставил в Театре на Таганке «Федру» Марины Цветаевой. Надо было быть Виктюком и только им, чтобы в этой драматической трилогии о Тезее увидеть будущий спектакль. Но Виктюк увидел и создал невероятной силы постановку, гениально уловив связь между историей Федры и историей самой Цветаевой. Сложнейшая работа Аллы Демидовой, сыгравшей в постановке и Федру, и Цветаеву, стала еще одним откровением перестроечного театра. Впоследствии Виктюк перенесет эту пьесу уже в свой театр, играть главную роль там будет Дмитрий Бозин, а спектакль будет называться «Мистерия духа».

Свой театр Роман Григорьевич получит в 1991 году. Бывший Дом культуры им. Русакова на Стромынке, кажется, словно для него и строился — светлое, словно летящее в воздухе каким-то зигзагом, с выступающими кубами, внутри которых — амфитеатр, здание знаменитого Константина Мельникова стало архитектурным отражением виктюковского характера и виктюковского стиля. Он ведь тоже был светлым, летящим, и летящим не по прямой, а так, как ему нравится и хочется, в своем немыслимом пиджаке, в ярком шарфе, в дымчатых очках, закрывающих пол-лица.

Виктюк всегда и у всех выигрывал — просто потому, что ему недосуг было соревноваться. Он никогда не участвовал в «Золотой маске» — говорил, что искусство не терпит сражений и соревнований, оно выше или вообще где-то параллельно. Многие не верили, подозревали, что он просто боится проиграть — ну как дитя, ей-богу. Он и правда был дитем — искренним на грани фола, тщеславным, невыдержанным. И до предела честным. Обожал родной Львов, не уставал признаваться ему в любви во всех интервью, страдал, что бывает там все реже и реже. Никогда не подкладывался под власти — вообще никогда. Это даже не принципиальность, нет — просто Роман Григорьевич физиологически не выносил фальши. Ему никогда не давали государственных денег и никогда не просили подписывать какие-то письма в поддержку властей или против неугодных. К нему нельзя было с этим — не то чтобы боялись, что спустит с лестницы, но как-то в голову не приходило.

Виктюк никогда не играл в политику, но своим «Мелким бесом» по Сологубу сказал все, что думает про сегодняшний день и про тех, кто пытается дергать нас за ниточки. Он никогда не выступал открыто против власти, но не таясь открыто поддерживал Украину с 2014 года.

Когда прошел пик его скандальной популярности, Роман Григорьевич наконец обрел свою театральную нирвану — от него отстали моралисты, его продолжали ценить театралы, он отбил наконец то самое здание, за которое 16 лет вел бесконечный бой, отреставрировал его и занял то место, на котором теперь останется навсегда. Он теперь навсегда в истории культуры как большой художник, создавший новый, особый русский театр со множеством странностей и обостренной эротической стилистикой, философский и шаловливый, намеренно аполитичный и большому количеству людей совершенно непонятный, яркий, как его пиджаки, и мудрый, как он сам, великолепный и неповторимый Роман Григорьевич Виктюк.

Как тихо стало…

 



Последние
Реплика. Янычары и полукровки не в силах приговорить нас к свободе 29.11.20   32 /
Мария Захарова. Кооментарий к заявлению министра обороны ФРГ 29.11.20   49 /
Глава Минобороны ФРГ: Должна быть позиция силы в переговорах с Россией 29.11.20   38 /
В воскресенье в Ласнамяэ можно будет бесплатно сдать опасные отходы 29.11.20   24 /
Фраза недели от янычара Метлева 28.11.20   52 /

Реклама
Лучшее за неделю
Реплика. Гибель профессионалов: у нас министром может быть любой 24.11.20   177 /
Союз семейных врачей: кому нельзя или не следует носить маски 25.11.20   123 /
Как нацисты украли австрийскую поваренную книгу вдовы Алисы Урбах 23.11.20   91 /
АНАФЕМА былому прэзідэнту Аляксандру Лукашэнку 25.11.20   75 /
Eesti Päevaleht и Delfi назвали самым влиятельным человеком Эстонии Мартина Хельме 27.11.20   69 /

Общество и политика
Реплика. Янычары и полукровки не в силах приговорить нас к свободе 29.11.20   32 /
Мария Захарова. Кооментарий к заявлению министра обороны ФРГ 29.11.20   49 /
Глава Минобороны ФРГ: Должна быть позиция силы в переговорах с Россией 29.11.20   38 /
Из жизни
В псковском доме престарелых освятили стиральные машины 18.04.18   11821 /
Роскомнадзор приготовился заблокировать Facebook до конца 2018 года 18.04.18   11235 /
Питерское СИЗО: Позвоночник сломан, следы от кипятильника во рту 18.04.18   13065 /
Культура
Как нацисты украли австрийскую поваренную книгу вдовы Алисы Урбах 23.11.20   91 /
Ушел из жизни двигатель перестроечного театра Роман Виктюк 19.11.20   190 /
Умер легендарный британский актер Шон Коннери 02.11.20   346 /
Cеребряный век
Серебряный век. Михаил Кузмин. 2 19.10.20   430 /
Серебряный век. Николай Гумилёв 19.10.20   382 /
Серебряный век. Мирра Лохвицкая 23.08.20   1070 /
Публицистика
Тоомас Сильдам: оппозиция считает, что Юри Ратасом руководит EKRE 08.11.20   211 /
Андрей Кончаловский: Чем дольше будет Путин, тем лучше (фрагмент беседы) 31.10.20   407 /
Реплика. Декапитация как феномен европейской культуры 31.10.20   311 /
Читательская проза
Петрович и человек несудьбы. 3. 04.11.20   270 /
Петрович и человек несудьбы. 2 26.08.20   1019 /
Петрович и человек несудьбы. 1 09.08.20   1174 /
Казачьи вести
Анатолий Серышев принял участие в торжествах по случаю 450-летия служения донских казаков Российскому государству 09.11.20   258 /
Большой круг СКВРиЗ переносится на 2021 год 08.11.20   221 /
Этический кодекс пишущего казака. Публикация, собравшая 6 тысяч просмотров в 2019 году 02.01.20   6479 /
Соотечественники
Евгений Примаков во главе «Россотрудничества» — новая метла? 15.07.20   1871 /
Евгений Примаков: Сложно представить человека в здравом уме, который пошел бы читать сайт Россотрудничества» 14.07.20   1705 /
Всемирный Координационный Совет заявил о беспрецедентном давлении на активистов Гапоненко и Алексеева в Латвии 19.03.20   4251 /
Рецепт дня
Роскачество рассказало, зачем сомелье носят с собой советские копейки 24.01.20   5616 /
Что вредно, а что нет: расследования Би-би-си 2019 года 02.01.20   6675 /
Перец. Почему мы так любим острое? Три теории 16.12.19   6396 /