Проблема мартовской 1944 года бомбардировки Таллинна имеет циклический характер
Источник: | Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников
02.03.21 | 3334
Возможно, это черно-белое изображение (огонь и на открытом воздухе)
Охваченное огнём здание важни на Ратушной площади.

Проблема мартовской 1944 года советской бомбёжки Таллинна носит циклический характер, что позволяет мне повторить основные тезисы статьи 2019 года.
 
Во-первых, располагающая военным архивом Российская Федерация, могла бы легко опубликовать документы, относящиеся к предполагаемому авианалёту на Таллинн, видимо, есть причина, по которой она хранит молчание. Резонно предположить, что бомбардировка Таллинна – это чужой секрет.
 
Поскольку проблема носит циклический характер и возникает ежегодно вот уже три десятка лет, то посольство РФ, наверняка располагает необходимым количеством фактического материала, потребного для освещения темы. Разумеется, я могу ошибаться, но я пока ещё не утратил веры в торжество разума.
 
Во-вторых, есть три мутных источника: воспоминания врача 240 полка дальней авиации Аркадия Граната, воспоминания двух сотрудников СД и воспоминания главного эстонского коллаборанта Хяльмара Мяэ.
 
Сведений о дислокации 240 гвардейского авиационного бомбардировочного полка в Тверской области и его участии в бомбёжке Таллинна в сети нет, за исключением ссылок на «воспоминания» врача А.Граната.
 
Источником «воспоминаний» двух сотрудников эстонского отделения СД о сбитой в английском бомбардировщике de Havilland DH.98 Mosquito в районе озера Юлемисте канадской лётчице, является экстремист Юри Лийм [часть 1; часть 2; часть 3]. Я был лично знаком с Юрий Лиймом, хотя и шапочно. Он бывший советский офицер и шизофреник, свихнувшийся на сверх идее национализма. Внушаем и легко меняет своё мнение даже под лёгким давлением. Однако производит впечатление человека искреннего. Его длинная статья Inglased osalesid Tallinna pommitamises (Англичане принимали участие в бомбёжке) была опубликована в газете центристов и доступна в сети. В ней есть такое признание Лийма:
 
«Mulle on üpris karmilt öeldud: milleks oli vaja avalikustada, et inglased osalesid Tallinna pommitamises. Ei oleks tasunud sellest rääkida, nad ju nüüd meie tulevased NATO liitlased. Seega siis jätkuvalt tunnustatakse valikulist, sobilikku ja sobitatavat tõde, just kui nõukogude ajal». [Мне довольно жестко сказали: зачем нужно было раскрывать причастность англичан к бомбардировке Таллина. Об этом не стоило бы говорить, они теперь наши будущие союзники по НАТО. Таким образом, выборочная, уместная и согласованная правда будет и дальше признаваться, как и в советские времена.]
 
В статье Лийм приводит длинные цитаты из показаний очевидцев, но, к сожалению, без ссылок на источники. В свою очередь Лийма цитирует «историк» Владимир Ильяшевич (Илляшевич), но снова без конкретных ссылок, а переводные цитаты не всегда адекватны оригиналу. Ильяшевича цитируют различные медиа, но делают это не критично, добавляя к его искажениям собственные домыслы. Так что один мутный источник разбавляется большим количеством жидкости ещё более сомнительной консистенции.
 
Предположение Хяльмара Мяэ об участии англичан в бомбардировке Таллинна – это только предположение. Распространяющий эту версию «историк» и вновь без конкретной ссылки на первоисточник Владимир Илляшевич сам по себе источник ещё более мутный чем Мяэ. В всяком случает в открытых источниках показаний на Нюрнбергском процессе свидетеля Мяэ либо ссылок других авторов на его показания мне разыскать не удалось. Так что все вопросы по поводу свидетельства Мяэ адресуем к Ильяшевичу.
 
В-третьих, есть ещё одна версия бомбардировки: Таллинн был случайной целью челночных бомбардировок Германии. Согласно этой версии, британские и советские лётчики совершали совместные челночные бомбардировки Германии. 9 марта 1944 года по причине неблагоприятных погодных условий над целью в Германии боевая задача не была выполнена. Ни один аэродром не примет бомбардировщики с боезапасом, а сбросить бомбы в море – это гарантированный военный трибунал. Таллинн стал случайной целью по дороге на базу в СССР. Документальных подтверждений такой версии в сети не разыскано.
 
В пользу такой версии событий свидетельствует то обстоятельство, что заход на цель осуществлялся со стороны залива, а не со стороны советской территории. Кроме того, нет никаких сведений о возможных аэродромах базирования в Британии и СССР. И это вопрос не праздный, поскольку дальность пролёта ограничена возможностями техники и бомбовой загрузкой. Например, дальность полёта тяжёлого советского бомбардировщика Пе-8 ограничена 2 тысячами километров.
 
Возможна отсылка к подготовительной фазе Operation Frantic в марте 1944 года — обеспечению челночных боевых вылетов бомбардировочной авиации США, действующей с аэродромов в южной Италии и СССР. Было выделено три советских аэродрома — под Полтавой, Пирятином и Миргородом. Аэродромы располагались далеко от линии фронта и были едва пригодны для обслуживания тяжёлых американских бомбардировщиков. Кроме того, маршруты рейдов пролегали гораздо южнее Эстонии.
 
Возможно, это изображение (на открытом воздухе и памятник)
В огне подоврье Пюхтицкого монастыря.

В-четвёртых, дата начала развёртывания Operation Frantic – 2 февраля необычайно близка к дате бомбардировки Таллинна – 9 марта 1944 года, которая вполне могла быть элементом отработки взаимодействия (логистики) авиации и штабов союзников.
 
Небольшие размеры города, сходство с застройкой средневековых городов в Германии и другие детали позволяют легко определить эффективность налёта, точность бомбометания, характер разрушений и прочие специфические обстоятельства. Такой подход объясняет практически одновременную бомбардировку порта, железнодорожного узла, каменной застройки центра города и деревянной жилой застройки в районе Кадриорга.
 
Наконец, в-пятых, серийное производство советского стратегического бомбардировщика ТБ-7 (равного в американской классификации летающей крепости) было развёрнуто в конце 1939 года. На вооружение ВВС РККА самолёт поступил весной 1941 года. В 1942 году все самолёты ТБ-7 получили обозначение Пе-8. С производства самолёт снят в конце 1944 года. Всего, с учётом двух опытных прототипов, было построено 97 самолётов.
 
В 1938 году основной тактической единицей в ВВС ССР стал авиационный полк размером в 60 самолётов. В ходе войны по мере накопления боевого опыта (потерям самолётов и экипажей) бомбардировочные авиационные полки стали включать в себя по 32 самолёта. Информационный стенд на улице Харью год за годом сообщает о 280 советских самолётах – без малого 9-ти авиационных полках! якобы принимавших участие в ночном налёте 9 марта 1944 года. И это без учёта того, что по состоянию на 9 марта в строю находились отнюдь не все борта (ремонт, боевые потери, недостаток экипажей). Опять же встаёт вопрос об аэродромах базирования.
 
Представьте, сколько усилий нужно было бы приложить для координации такой армады в воздухе при заходе на цель и какую площадь накрыла бы ковровая бомбардировка! Манёвр, при котором все самолёты, поднявшись в воздух с разных аэродромов на территории СССР организованно зашли на цель – Таллинн, – со стороны залива вообще представляется фантастическим.
 
В-шестых, по минимуму на один борт приходится полторы тонны бомбовой нагрузки, т.е. всего 420 тысяч тонн в расчёте на 280 бомбардировщиков. Если бы по Таллинну в два захода отбомбилось 280 бортов, то город был бы попросту стёрт с лица земли.
 
По факту мы имеем узкий след бомбардировки с моря через гавань, далее вдоль по улице Харью и Пярнусскому шоссе и параллельно по железнодорожному узлу, а также случайным разбросом влево – от Кадриорга до озера Юлемисте. Вышгород, кстати, не пострадал. Но ещё раз подчеркну: не это главное, главное, кто и зачем вообще затеял эту бессмысленную операцию. И это при условии, что операция не носила учебного характера.
 
И, хотя по древним китайским воззрениям война как и вода не имеет формы, логику советской бомбардировки Таллинна трудно объяснить эстонской мифологией, нужны факты. Прежде чем предаваться плачу и зубовному скрежету по жертвам бомбардировки 9 мая 1944 года, следовало бы, как минимум обратиться к российским архивам. Пока же никто из заинтересованных в отношениях с Эстонией сторон – бывших союзников по антигитлеровской коалиции не спешит взять на себя ответственность. Без исторической ясности по вопросу о бомбардировке Таллинна 9 мая 1944 года, любые спекуляции на эту тему не имеют смысла.
______________________
 
Возможно, никакой тайны нет. Говно вопрос: вместо гадания на кофейной гуще, нужно просто запросить у США, Великобритании и России по паре-тройке архивных справок.
 
Месяц назад я попросил помощи у посольства Российской Федерации в ознакомлении с возможными материалами, либо в получении архивной справки – в настоящее время прорабатывается ответ.
 
Формулировка любопытная, а до 9 марта осталась всего одна неделя.

Бомбардировка Таллинна
Церковь Нигулисте
 
Последние новости