МЕТЕЛИНКИ. 2. История книги
Источник: | Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников
30.01.23 | 2534
Во всем, что касалось издательской деятельности Игорь-Северянин был педант, и даже слишком. Вёл библиографию, подсчитывал тиражи и количество строк, отправленных в газеты. Вёл концертную хронику. Учитывал переводы и переложения на музыку. Дружки подсмеивались: шатенный трубадур… и бухгалтерия!

Однако нам бухгалтерия весьма любопытна. Откуда бы мы, например, узнали, что первое издание «Громокипящего кубка» вышло в свет 4 марта 1913 года. В 2013 году событию исполнилось 100 лет, в 2023 году 110 лет, и так далее. Книга поистине великая, до революции выдержавшая 10 изданий тиражом 31 348 экземпляров — абсолютный рекорд Серебряного века русской поэзии. Удивительное дело, подбор стихов случайный, всё перемешано — что должно было попасть не попало, чего быть не должно в наличии. Был бы и одиннадцатый тираж, но случилась революция, две войны. Рукопись побывала в руках у Веры Коренди и Фелиссы Лотарёвой и оказалась в Литературном музее в Тарту, где ждёт своего издателя. Ждёт терпеливо.

Была на моей книжной полке загадка: издание Викентия Пашуканиса «Критика о творчестве Игоря Северянина» в двух экземплярах, но с разными портретами поэта. Оба портрета сделаны на Невском 20 в фотоателье Елены Лукиничны Мрозовской. Но дело не в портретах, а в перечёркнутом автографе Викентия Викентьевича Пашуканиса: «Старому другу неизменно любящий В.Пашуканис 5 декабря 1915 г.»

Проблема в том, что в первом томе собрания поэз Игоря-Северянина в издании Пашуканиса, который вышел в свет 20 ноября 1915 года, есть анонс «Критики», а на самой книге годом издания значится 1916-й. Меня долгое время занимало имя вычеркнутого старого друга, несовпадение дат, наличие двух разных портретов. Полагаю, что имя друга расстрелянного Пашуканиса навсегда останется загадкой. С портретами есть надежда разобраться когда-нибудь случайно. А вот с датами всё прояснилось — «Критика» была напечатана впрок:

 «С Северянином я окончательно разорился: надоело выдавать авансы, что можно было напечатать, я напечатал в запас и могу теперь 8-10 месяцев торговать с I по IV томами. Вот почему <…> я беспрекословно высылал деньги, чтобы покойно закончить печатание Ш и IV тома, а теперь довольно капризов, телефонных вызовов, сидения в уборных — всего ухаживания, на которое так падка эта знаменитость. В бытность мою <…>»

Письмо В.Пашуканиса сообщено родственником издателя Андреем Николаевым. Знак <…> обозначает утрату текста в источнике. Копия в архиве автора.

Нет описания фото.

Автограф издателя Викентия Пашуканиса.
Владельческая запись 28.08.1924 на выбор —
Сарры Израилевны Ардашниковой (1887-1938)
или журналистки Сарры Доновны Ардашниковой
(1902-1982)

Возможно, это изображение 2 человека

«Критика о творчестве Игоря Северянина». Фото Е.Мрозовской. 1915.


 
Последние новости