Источник: rus.err.ee | Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников23.05.23 | 522
По мнению генерального прокурора государства Андреса Пармаса, в законопроекте о языке вражды следует предложить другую, гораздо более узкую формулировку. Он также отметил, что пенитенциарное право не является подходящим методом борьбы с социальной агрессией.
- Законопроект о языке вражды, разработанный Министерством юстиции, позволит наказывать тех, кто публично подстрекает к ненависти, насилию или дискриминации таким образом, что это может угрожать общественному порядку. Каковы риски такой формулировки?
- Начнем с того, что общественный порядок - это понятие, которое уже используется в Пенитенциарном кодексе и пенитенциарном праве. И они используют его в ином значении, чем планируется в [новом] положении о языке вражды. Это уже само по себе создает непонимание и неразбериху, когда одно и то же понятие используется в совершенно разном смысле, причем в рамках одной и той же отрасли права. Этого следовало бы избегать.
Пенитенциарное право - это такая отрасль права, где для граждан очень важна высокая степень ясности, чтобы они точно понимали, что можно делать, а что нельзя. В данном случае такой ситуации не возникает, а наоборот, для гражданина ситуация становится еще более запутанной и сложной.
Ему будет очень трудно сориентироваться, какое поведение, по оценке законодателя, является наказуемым, а какое нет. Необходимо также учитывать, что состав виновного деяния языка вражды в принципе является ущемлением свободы слова. И ограничения, накладываемые на свободу слова в обществе, должны быть ясными в максимально возможной степени.
Попытка навесить шоры на свободу слова при помощи пенитенциарного права является сложной и сопряжена с рисками.
Если люди выражаются несдержанно, или если в обществе высказываются злобно или в неоправданной злобной форме какие-то позиции или мнения, это вопрос культуры общественных дебатов, и он не может быть решен пенитенциарным правом.
Для этого необходимо снизить уровень агрессии в обществе и повысить терпимость людей к выражению различных идей. Пенитенциарное право в действительности не является подходящим методом борьбы с социальной агрессией.