Русское Информационное Поле | |||||||
|
Ляэнеметс: если ЭПЦ МП в ближайшее время не передумает, государство возьмет дело в свои руки
По словам министра внутренних дел, социал-декмократа Лаури Ляэнеметса, Эстонская православная церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) не сделала каких-либо значительных шагов по выходу из-под влияния России. С тех пор, как государство потребовало от ЭПЦ МП выйти из подчинения Москвы, прошло уже почти полгода. Все это время стороны обменивались письмами и заявлениями, в которых излагали свои позиции. И в эту среду Министерство внутренних дел выступило с идеей, которая призвана увеличить темп и интенсивность дискуссии. По словам епископа Тартуского Даниила, они внесли изменения в устав и спокойно готовились к следующим шагам. "Мы начали какие-то контакты с Апостольской православной церковью, поскольку у нас сейчас нет ни общения, ни доверия. [В письме] мы указали свои соображения, где у нас и когда это доверие потерялось. Ожидаем ответа. Так что с нашей стороны процесс шел своим ходом, спокойным ходом, и вдруг такое резкое заявление", – прокомментировал епископ Тартуский Даниил. Министр, однако, уверен: церковь намеренно тянет время, чтобы не принимать окончательного решения о разрыве с Московским патриархатом, а предпринятые ею действия несерьезны. "Они внесли изменения в устав, но с оговоркой, что будут следовать данному им томосу. А в томосе четко написано, как церковь подчиняется Москве. Можно предпринимать какие-то шаги и все время показывать, будто что-то делается, но у нас есть основания считать, что та сторона не оценивает всерьез угрозу безопасности Эстонии, и на самом деле у нее нет стремления решить этот вопрос", – заявил Ляэнеметс. Он настаивает: связь с патриархатом опасна для Эстонского государства. "Еще до полномасштабной войны в Украине патриарх Кирилл говорил, что отдельного украинского народа быть не должно, что это часть Руси. И за этим последовала война. Он говорил это и об Эстонском государстве. И мы воспринимаем каждую такую фразу очень серьезно", – подчеркнул министр внутренних дел. Весной этого года патриарх Кирилл говорил о столицах всех бывших советских республик как о "важных духовных центрах Святой Руси", чем возмутил эстонских политиков. Возглавляемый им Всемирный русский народный собор провозглашал войну в Украине "священной". В России православная церковь преследует и запрещает в служении представителей духовенства, которые отказываются во время служб славить "российских воинов". Однако Эстонская православная церковь Московского патриархата все эти полгода заверяет, что ее это не касается. В Эстонии церковь действует автономно, ей руководит поместный собор, а патриарху остается лишь право подписи. Но объявить автокефалию сама она все же не может. Да и приходы этого не хотят. "Еще весной мы спрашивали на приходских собраниях, как прихожане видят будущее нашей церкви. Большинство предложило вариант минимизировать наши связи с Московским патриархатом. И сейчас у нас не такие отношения, чтобы каждый день нам какие-то такие инструкции поступали. Приходы свое мнение высказали, и это мнение никому не интересно", – сказал епископ Тартуский. Похоже, это действительно так: если церковь в ближайшее время не передумает, государство возьмет дело в свои руки. "В каждой стране мира государство решает, какие церкви могут действовать в стране, а какие — нет, для этого существует процесс регистрации. В конечном счете это решение государства, ответственность государства и правительства — обеспечить безопасность людей. Это не затронет приходы и церковные здания, но коснется церкви как организации. Приходы смогут решать, создадут ли они новую церковь, которую им нужно будет зарегистрировать. К тому моменту будут приняты поправки к закону, и их церковь должна будет им соответствовать. Еще есть вариант, что они присоединятся к какой-то другой церкви. Это решение приходы смогут принять сами", – сказал Ляэнеметс. Епископ Даниил уверяет: церковь и приходы – единое целое, и нападки государства касаются каждого. При этом свидетельств того, что происходящее в приходах несет угрозу безопасности Эстонии, у государства нет и не было. "Шаги будут предприняты против всей церкви, то есть против каждого прихода. Нельзя сказать, что приходы это не затронет. Наша боль – общая боль. Если мы не предпринимали никаких шагов против нашей страны и наших властей, то нельзя забывать о презумпции невиновности – она должна быть во главе угла. Однако сейчас мы уже, получаемся, как бы являемся в некотором плане виновными, хотя мы себя таковыми не осознаем", – подчеркнул он. По словам Ляэнеметса, рассмотрение поправок к Закону о церквях в Рийгикогу продлится примерно до февраля. После его утверждения Эстонской православной церкви Московского патриархата останется еще два месяца на принятие решения. Потом, скорее всего, будет суд. Церковь пока намерена идти своим путем. "Именно предложенный нами подход – самый действенный: искать варианты, как найти связь, возможно, даже с Эстонской апостольской православной церковью, совместно рещать какие-то вопросы. Однако, чтобы сказать сейчас, как эта деятельность будет реализована, надо быть пророком", – подчеркнул Даниил. На днях президент Совета церквей Урмас Вийльма в интервью "Актуальной камере" допустил, что суд, вероятно, может указать государству на невозможность требовать разрыва канонических отношений. Министр внутренних дел уверен в успехе и уверяет, что верующим ничего не грозит. "Я скажу всем православным: мы защищаем их свободу вероисповедания. Их приходы и церкви никто не тронет. И возможность приобщаться к своей вере очень важна. Мы просто просим понимания, потому что безопасность Эстонии тоже очень важна. Мы не можем позволить, чтобы Кремль управлял церковью, утверждал решения, назначал самых главных руководителей церкви, и чтобы верующих людей держали в сфере влияния российской политики", – подчеркнул министр внутренних дел. В идеальном современном мире интересы церкви и политики вообще никак не должны пересекаться. Но мир, к сожалению, по-прежнему далек от идеального, в нем снова ведутся войны, и в борьбе за сердца и умы людей вера в который раз оказывается полем идеологической битвы.
|
|