Русское Информационное Поле | |||||||
|
Зимняя помощь, WHW, 13. Wiener Sagen, Венские сказки
Meister Puchsbaum, W1, Der Basilisk, W2, Василиск; Der Rattenfänger v. magdalena grund, W4, Крысолов из Магдаленагрунд; Kolschitzky, W5, Франц Кольшицкий; Das Donauweibchen, W6, Женщина из Дуная; Der liebe Augustin, W8, Милый Августин; Spinnerin amkreuz, W9, Пряха у креста; Stock im Eisen, W10, дерево в железах; Der Bärenmüller, W11, Медведь-мельник; KüßdenPfennig, W14 Поцелуйный пфениг Hans Puchsbaum или Puchspaum (1390 — † 1454 in Wien) — архитектор, мастер готики, в 1418 году принимал участие в строительстве собора в Ульме. С 1444 по 1454 год руководил строительными работами собора Святого Стефана в Вене. Легенда связывает Ганса Пухсбаума с дьяволом, с которым он заключил договор. Der Basilisk, Василиск. Ранним утром 26 июня 1212 года из дома пекаря на одной из венских улиц раздался ужасный крик. Жители близлежащих домов выскочили на улицу и постучали в ворота пекаря. Ворота открыл юноша и рассказал, что молодая служанка по обыкновеию набирала воду из колодца. Утром подняв ведро, увидела, что оно пустое. Служанка заглянула в колодец и, увидев там чудище с головой петуха, глазами жабы, хвостом змеи и упала без чувств. Нашёлся смельчак, отважившийся спуститься в колодец, но назад не вернулся. Страшное происшествие привлекло внимание горожан. Случайно в толпе оказался врач чужестранец. Он рассказал горожанам, что римский историк Плиний (Старший) упоминает животное Василиска, похожее на смесь крота и петуха, истощающее зловонный запах и превращающее всех, кто увидел его в камень. Убить Василиска можно только показав ему его отражение в отполированном камне. Юноша пекарь спустился в колодец и показал Василиску его отражение в камне. Чудовище околело, но и храбрый юноша не дожил до нового утра. Обыкновенно Василиска изображают в виде петуха с крыльями дракона и хвостом ящерицы. Der Rattenfänger v. magdalenagrund, W4, Крысолов. История приключилась в 1646 году, в разгар Тридцатилетней войны, когда разорённый шведами город кишел крысами и мышами. Городской крысолов Ганс Мышиная Нора из Магдаленагрунд (Вена) был нанят магистратом Корнойбурга избавить город от крыс за плату. Магистрат обманул крысолова, не пожелав иметь дела с «безродным бродягой». В отместку Ганс, играя на дудочке, выманил из города всех детей и отвёл их к Дунаю, где погрузил на готовый к отплытию корабль. Детей отвезли на невольничьи рынки Константинополя. Местные пастухи отказались от употребления рожков для сбора стад и вместо этого гоняли животныйх щелчками кнута. В Корнойбурге на улице Pfarrgässchenstraße находился мраморный барельеф, изображавший крысу, поднявшуюся на задние лапы. Со временем пояснительная надпись на барельефе стёрлась. В другом варианте легенды крыслов из Магдаленагрунд Ханс Мойзель предложил свою помощь в очисте города Корнойбурга от крыс. Он пришел, переодевшись охотником с маленькой черной флейтой, и пронзительными звуками инструмента заманил крыс в Дунай, где они все утонули. Когда Ханс попросил денег, горожане отказались платить, обозвали его дьяволом и мошееником и это выгнали из города. Ханс просил горожан положить обещанную плату в дыру в стене возле церкви. Просьба не была исполнена и через короткое время он появился на рыночной площади в красном одеянии и стал наигрывать песни. Дети радостно пели, а потом с песнями последовали за ним к реке и сели в его лодку. Больше детей никто не видел. Есть мнение, что в легенде отражён набор в армию в самый разгар Тридцатилетней войны. Набор производился в сопровождении привлекавшего внимание горожан горниста или дудочника. Никто из рекрутов того набора не вернулся домой. Kolschitzky, Георг-Франц Кольшицкий или кофе по венски. История произошла в 1683 году. Вена была осаждена турками. Осаждённым была нужна связь с другими территориями, где шло формирование объединенной армии Священной Лиги. Несколько храбрецов вызвались наладить связь, но были схвачены турками. Когда 12 августа 1683 года срочно потребовался курьер, который должен был пробраться в расположение войск герцога Карла V Лотарингского. Вызвался польский офицер по имени Георг-Франц (польск. Ежи-Франтишек) Кольшицкий. Георг-Франц родился в 1640 году в городе Самбор. Он долгое время жил у турок, владел турецким языком и там шпионил. Кольшицкому была обещана награда в счет будущих трофеев, звание почетного гражданина города Вены и документ, разрешающий заниматься в городе любым ремеслом, которое он посчитает выгодным для себя. Кольшицкий пробрался через позиции турок и вручил депешу герцогу. Помощь подоспела вовремя, и осада была снята. Согласно легенде, отступая, турки бросили у стен Вены часть своего обоза, в котором были обнаружены странные мешки, содержимое которых австрийцы поначалу приняли за фураж для вьючных животных. Между тем, когда Кольшицкому предложили выбрать себе награду, он выбрал эти пять сотен мешков с кофейными зернами. Венские власти подарили Кольшицкому дом, стоимостью в 400 флоринов, а также избавили его от уплаты налогов. В дома поляк открыл первую венскую кофейню, которая называлась «У синей бутылки». Однако жители Вены охотнее пили пиво и вино, чем кофе. Однажды в завареный кофе случайно попал сахар, и вкус напитка изменился. Кольшицкий стал эксперементировать: процедил отвар, добавил сахар, молоко, мёд. Так был создан знаменитый Wiener Melange «Венский меланж» (Венская смесь). Однако считается, что Георг-Франц Кольшицкий просто стал символической фигурой, которой приписали кофейный успех. Поляк не был первым, кто в Вене стал предлагать кофе. Умер Георг-Франц от туберкулеза 19 февраля 1694 года в полной нищете Das Donauweibchen, W6, Женщина из Дуная. Морозным зимним вечером в хижине на берегу Дуная старый рыбак с сыном ремонтировал сети. Старик рассказал сыну о том, что на дне Дуная находится большой хрустальный дворец, в котором живет дунайский князь со своей женой и детьми. На больших столах стоят перевернутые стеклянные горшки, под которыми находятся в плену души утонувших: «Князь часто гуляет по берегу реки, но горе тому, кто осмелится с ним заговорить. Он тут же хватает нахального человеческого ребенка и тянет его вниз в стремительный поток. Его дочери, русалки, — прекрасные создания, которые особенно интересуются красивыми молодыми людьми, которые затем, обманутые своими искушениями, находят могилу в волнах. Так что берегись, сын мой, русалок, иначе ты безнадежно заблудишься». Как только старый рыбак закончил свой рассказ, дверь хижины внезапно открылась. На пороге стояла женская фигура в мерцающем белом одеянии. Это была русалка, которой предупредила о грядущем наводнении. Рыбаки поверили предупреждению русалки и расскали о нём соседям, так что никто не погиб. Однако молодой рыбак потерял покой. Перед его глазами стоял образ прекрасной русалки с голубыми глазами. В конце-концов он бросился в Дунай и утонул. В лунные вечера в водах Дуная иногда появляется русалка. Она гуляет вдоль берега в мерцающем лунном свете и даже принимает участие в вечеринках молодёжи. Нередко она предупреждает рыбаков о бедствиях, которыми грозит Дунай. Одним русалка помогает спастись, но других сводит с ума своим обольстительным взглядом и манящей песней, влечёт их к погибели; вызывая жгучее желание забыть обо всём и последовать за ней в прохладную воду, которая становится могилой. Der liebe Augustin, Милый Августин. В 1679 Вена обезлюдела от чумного поветрия. По романтической версии легенды пьяный волынщик Августин свалился на улице замертво. Могильщики приняли его за мёртвеца и тело отнесли к ближайшей чумной яме. Вслед за ним в яму полетела волынка. Под утро Августин проснулся и в ужасе увидел вокруг себя мёртвые тела. От страха он стал играть на волынке. Горожане услышали из ямы звуки музыки и пьяница был спасён. Согласно прозаической версии, пьяница Августин сам упал в чумную яму с трупами и заснул. Проснувшись утром, он выбрался из ямы. Не заболел потому что был проспиртован. По третьей версии, проснувшись, Августин испугался, стал звать на помощь и, чтобы доказать горожанам свою принадлежность к миру живых, стал во всё горло распевать песни. Исторический Августин умер 11 марта 1685 года от отравления алкоголем в возрасте 35 лет, о чём свидетельствует запись в церковной книге. Согласно принятому порядку оформления умерших, в церковных книгах обязательно должны были быть записаны имя и фамилия усопшего. Если же фамилия была неизвестна, вместо неё ставиласмь латинская «N» (нем.namenlos, т.е. безымянный). Недалеко от предполагаемого места захоронения Августина Н. на пересечении улиц Нойштифтгассе (нем. Neustiftgasse) и Келлерманнгассе (нем. Kellermanngasse) в Вене в 1908 году был установлен памятник-фонтан (автор Johann Scherpe). Насмешливая песня «Oh, du lieber Augustin» дошла до наших времён. Text und Melodie: Marx Augustin (1679) 1. Oh, du lieber Augustin, Augustin, Augustin, oh, du lieber Augustin, alles ist hin. Geld ist weg, Mad?l ist weg, alles weg, alles weg, oh, du lieber Augustin, alles ist hin. 2. Oh, du lieber Augustin, Augustin, Augustin, oh, du lieber Augustin, alles ist hin. Rock ist weg, Stock ist weg, Augustin liegt im Dreck, oh, du lieber Augustin, alles ist hin. 3. Oh, du lieber Augustin, Augustin, Augustin, oh, du lieber Augustin, alles ist hin. Geld ist weg, o du Schreck, das ist schlecht und nicht recht, oh, du lieber Augustin, alles ist hin. Spinnerin amkreuz, W9, Пряха у креста. В средние века с юга открывался вид на Вену в том месте, где установлена достопримечательность Винерберга столб-скиния (обитель) «Прядильщица у креста». Скиния упоминается в законах Вены с 1296 года, как «ain Stainern kreucz ob meurling». В 1446 году скиния разрушено во время нашествия венгров под предводительством воеводы Трансильвании Яноша Хуньяди. Скиния не раз подвергалась осквернению завоевателями. Однажды её отстраивал заново уже знакомый нам архитектор Hans Puchsbaum. Впервые название Creutz-Spinnerin или Spinnerin-Creutz упомянуто в 1709 году. В скинии изображены допрос Спасителя у Понтия Пилата (ecce homo!), терновое венчание, бичевание и распятие. Скиния некогда отмечала крайнюю границу юрисдикции города Вены. В непосредственной близости находился Высокий суд, а рядом до XIX века проводились публичные казни с помощью виселицы или колеса. В 1927 году здесь в большом количестве были найдены человеческие останки. Последняя публичная казнь была проведена 30 мая 1868 года в отношении Георга Раткая. Существует легенда, согласно которой история скинии связана с прядильщицой у креста. Сразу после свадьбы молодой муж, долго мечтавший о подвигах, был посвящён в рыцари и ушёл в крестовый поход. Каждый день убитая горем разлуки молодая жена возвращалась к кресту. Она стала приносить с собой прялку и с утра до ночи занимаясь прядением нити. Однажды пряха обратилась к Богу с просьбой вернуть мужа и обещала поставить вместо деревянного креста красивый каменный, наняв на свои деньги хорошего мастера. Спустя несколько дней, в сумерках она нашла на дорге обессилевшего мужчину, в котором узнала мужа. Он рассказал, что был в плену и только любовь давала ему силу и надежду. Из своей пропитанной кровью и потом рубахи он достал красивый пакет, в котором лежали листья шафрана. Stock im Eisen, Дерево в железах. Считается, что в 1703 году это было последнее оставшееся дерево из священной рощи вокруг которого возникла Вена (Британская энциклопедия, 1911 год). Одна из легенд повествует о том, что сам дьявол заковал ствол дерева в кандалы. В другой легенде рассказывается, что ученик слесаря, который то ли украл ценный гвоздь у своего хозяина и научился от дьявола, как сделать запирающийся замок, которым можно было открыть только украденным гвоздём. Замок на дереве называют «неоткрывающимся» в связи с отсутствием в нём механизма. Комментарий датского подмастерья клейнсмитов Теодора Нильсена, сохранвшийся в его мемуарах: «За пределами церкви Стефана было место под названием Stock im Eisen и бутик, в котором находился большой портрет датского короля Фридриха VI. Парк получил свое название от большого ствола дерева, стоящего в углу с железной оградой вокруг него. Ствол покрыт железными гвоздями от корня вверх, так плотно, что между ними не хватило бы места даже для иголки. Это необычное зрелище, и это легенда: Жил-был давно неподалеку мастер, чей сундук с замком был настолько сложен, что даже другой мастер не мог его разобрать или открыть. В честь замка и в память о нем каждый мастер, нашедший работу в Вене, должен был забить гвоздь в ствол, чтобы получить местную защиту». Легенды о дьяволе и Stock im Eisen стали предметом балета Паскуале Борри 1880 года на музыку Франца Доплера. Der Bärenmüller, Медведь-мельник. Неожиданность – это не только легенда, а ещё сюжет почтовой карточки «"Bären" Müller» художника-иллюстратора Иды Бохатта (Ida Bohatta, Вена 15 апреля 1902 – 14 ноября 1992 там же). И тем не менее, Bärenmühle — это название жилого дома в Вене-Видене, который был спроектирован в 1937/38 году архитекторами Генрихом Шмидом и Германом Айхингером и построен на месте одноименного исторического здания по адресу Rechten Wienzeile 1. С названием и зданием связана легенда, согласно которой однажды на местного мельника напал медведь. Услышав крики о помощи слуга мельника испугался и, не думая поспешить на помощь своему господину, выпрыгнул из окна. Он приземлился на спину медведя и был вынужден бороться с ним, пока не пришли люди и не убили медведя. С тех пор мельница называлась Bärenmühle. Мемориальная доска на современном здании относит событие к 1660 году. В действительности название нынешнего дома восходит к мельнице на реке Вена, которая работала с 1705 по 1794 год. Старая мельница получила название медвежьей потому, что рядом с мельницей находился «Gasthaus Zum Schwarzen Bären» (Гостиница у Чёрного медведя). KüßdenPfennig, Поцелуйный пфенниг. Около четырехсот лет назад в Вене был трактир «Zum schwarzen Adler» (У чёрного орла), что у Красной башни. Хозяин, Ханс Ванглер хотел через выгодный брак сделать своего сына Йозефа одним из самых богатых горожан. Сын, однако был влюблён в служанку Мари и хотел жениться на ней. Отец был категорически против. Однажды поздним вечером трактир вошел просто одетый человек с кошкой на плече. Гость потребовал еды и комнату с хорошей постелью. Хозяин поинтересовался платёжеспособностью гостя. Незнакомец объявил себя Теофрастом Бомбастусом Парацельсом фон Гогенхайм: «Платить? Кто будет говорить о платеже, когда в его дом войдет самый знаменитый врач на всей земле! Моего имени должно быть достаточно, чтобы вы сразу же предоставили в мое распоряжение весь свой дом. Так что дайте мне еду и место для сна! Я голоден и хочу отдохнуть». Хозяин не поверил хвастливой речи, но служанка уговорила его накормить гостя за свои деньги. И вот Парацельс уже несколько дней живет в «Черном орле». Однажды хозяин застет Мари в объятиях сына. Он кричит на неё и требует оплатить расходы гостя. В скандал вмешивается сам Парацельс и сообщает хозяину о том, что умеет делать золото. А затем предлагает хозяину медный пфенинг в залог оплаты. Хозяин бросает монету к ногам гостя: «Вы очень наглый лжец и хвастун, который никогда не превратит эту копейку в золото. Скорее мой сын получает эту девушку в жёны». Парацельс берёт с трактирщика клятву и попросит его поднять монету с пола. Хозяин повинуется и с удивлением видит, что это не пфениг, а тяжелая золотая монета. В изобилии эмоций хозяин стал целовать монету. Весть об этом копеечном чуде разнеслась по городу и поток любопытных людей, которые хотели увидеть золотой пфенниг, не прекращался. Доходы хозяина резко возрасли. Йозеф женился на Мари. Хозяин же вынимал золотую монету из тайника, чтобы показать ее гостям. Он нежно ласкал монету и целовал её. Гостиница «Zum schwarzen Adler» получила новое название «Küßdenpfennig». |
|