| Денис Стрелков |
Судьба «Наполеона» Ридли Скотта же во французском прокате была, казалось, предрешена еще до выхода фильма. Наполеон Бонапарт — наиболее спорный персонаж в истории Франции: одни критикуют за предательство идеалов Революции, а другие превозносят как реформатора и величайшего полководца, но с его определяющей ролью в истории соглашаются все. Показать великого корсиканца схематично, да еще и британскому режиссеру с американским актером — значит, вызвать крайнее недовольство тех, кто считает, что история Наполеона принадлежит им.
«Наполеон» Ридли Скотта длится два с половиной часа, а режиссерская версия байопика, которая должна выйти на платформе Apple, займет четыре с половиной. И даже в «короткую» версию Скотт амбициозно включил почти всю биографию Наполеона, от осады Тулона до ссылки на остров Святой Елены, проскакивая неинтересные режиссеру фрагменты жизни императора.
Перед зрителем — масштабный, монументальный фильм, полный батальных сцен, спецэффектов и крови — в том числе казни Марии-Антуанетты, которая и открывает картину. Но в центре — пламенные чувства Наполеона к Жозефине, которые то и дело всплывает в любовных письмах и в ожидаемые, и в неожиданные, и в откровенно ненужные моменты фильма.
Бонапарт в исполнении Хоакина Феникса выступает то нелепым любовником, то ревнивцем, то безжалостным генералом, но почти всегда смотрит на зрителя непроницаемым взглядом. Каким именно хотел показать Скотт Наполеона, за почти три часа фильма так и не становится ясно. Но кажется, что режиссер находился от персонажа под таким впечатлением, что предпочел быстро разобрать его на штампы, показав каждый отдельно в самых ожидаемых сценах. Здесь Наполеон героически начинает карьеру в Тулоне, прорывая осаду вместе с солдатами и едва не погибнув на лошади, чуть дальше без памяти влюбляется в офицерскую вдову Жозефину, а тут уже стреляет по пирамидам в Египте. Но что-то другое о Наполеоне, кроме его жестокости, любви и одержимости властью, из фильма не узнать.
Исторический калейдоскоп Скотта показывает всю биографию Наполеона, как на обзорной лекции, но основательно исследует лишь две ее части — Бонапарта-полководца и Бонапарта-любовника.
К битвам при Ватерлоо и Аустерлице Скотт подходит амбициозно, прикладывая все усилия и к проработкам небольших деталей, и к грандиозным батальным сценам с летящими на лед пушечными ядрами. Живописные картины побоищ с тонущими солдатами и каменными глазами Наполеона явно привлекают режиссера. И с точки зрения их роли в истории Наполеона — вполне заслуженно.
С любовной линией сложнее. Хотя на ней и строится сюжетная линия, словно героической истории Наполеона без Жозефины не существовало бы и вовсе, в сентиментальность императора, который, по сюжету, срывается с египетского похода из-за неверности жены, верится сложнее. Тем более что историки с уверенностью выдвигают другие версии, политические.
Исторические (не)точности — главная причина критики фильма во Франции. Рассказ о Наполеоне начинается в фильме с казни Марии-Антуанетты, на которой тот на самом деле не присутствовал, находившись на юге Франции. По пирамидам в Египте Наполеон в фильме тоже стреляет — хотя в истории такого не было. А Жозефина, ради которой Наполеон в фильме возвращается из изгнания с острова Эльба, на самом деле умерла за год до этого.
«Имперская мелодрама» о «Барби и Кене», —пишет Le Figaro о фильме. «Антифранцузская лента англичанина», — не щадит Ридли Скотта Le Point.
Зарубежная критика же фильм приняла гораздо теплее. Globe and mail (Канада) называет ленту «поздним шедевром», которому Скотт отдал «всего себя». The New York Times отмечает, что фильм «постоянно удивляет», так как не соответствует стандартам кино в отношении биопиков.
Спорная французская критика, однако, не помешала фильму занять первое место во французском прокате по итоге первой недели, почти в два раза обойдя ближайшего конкурента «Голодные игры».
Сам режиссер критику французских критиков не признал. «Французы сами себя не любят. Хотя на премьере в Париже публике фильм понравился», — возразил Скотт.
«Многое из жизни Наполеона можно трактовать по-разному. Есть неоспоримые вещи, факты, которые невозможно отрицать, но я помню, что, когда я начал готовиться к роли, я посмотрел видео с двумя академиками, написавшими книги о Наполеоне, которые в течение полутора часов спорили о фактах, о жизни Наполеона, так и не придя к единому мнению. По некоторым вопросам существует общее согласие. Но когда дело доходит до интимных отношений, мы понимаем, что он был незрелым человеком, что он не знал, как вести себя с женщинами», — Ридли Скотт.
|