FIDH вместе со своими членскими организациями из Украины (Харьковской правозащитной группой и Центром гражданских свобод) и неназванной российской НКО 6 июня направили в офис прокурора МУС обращение, касающееся российских пропагандистов.
Правозащитники просят провести расследование в отношении шести человек и выдать ордера на их арест. Заявители указывают на то, что пропагандисты распространяли язык ненависти, носящий преступный характер, который сыграл важную роль «при совершении международных преступлений в Украине».
Обращение подано в отношении экс-президента РФ, нынешнего зампредседателя Совбеза РФ Дмитрия Медведева, ведущего телепередачи на госканале «Россия 1» Владимира Соловьева, главного редактора телеканала RT Маргариты Симоньян, главы госмедиагруппы «Россия сегодня» Дмитрия Киселева, радио- и телеведущего Сергея Мардана.
Все они участвовали в распространении языка ненависти и создании соответствующего нарратива, унижающего украинское гражданское население, что облегчает и даже поощряет совершение военных преступлений,
— указывают FIDH и ее партнеры.
Правозащитники просят МУС провести расследование и в отношении первого замруководителя администрации президента РФ Алексея Громова, который, как они считают, «несет ответственность за те же деяния, так как он либо отдал приказ об их совершении, либо не предпринял действий, чтобы их предотвратить».
Каждый день украинцы гибнут под российскими бомбами, украинских гражданских лиц в оккупации задерживают и пытают, украинских детей депортируют в Россию, а все потому, что Россия хочет сделать их частью „русского мира“. Эти грубые нарушения прав человека были бы невозможны без дегуманизирующей кампании российских пропагандистов, которые так же виновны, как и те, кто нажимает на курок и убивает украинских граждан,
— говорит Олександра Матвийчук, вице-президент FIDH и руководитель Центра гражданских свобод.
В обращении перечислены следующие формы языка ненависти: «призывы к насилию в отношении украинцев», «дегуманизация и унижение украинцев», «распространение ложных и искаженных нарративов», «манипулятивные лингвистические техники».
В своем заявдении в суд правозащитники подчеркивают, что язык ненависти Медведева, Соловьева, Симонян, Киселева и Мардана представляет собой преступление против человечности в форме преследования, согласно пп. h п. 1 статьи 7 Римского статута. «Это также подтверждает ответственность Громова за то, что он либо приказал, либо позволил совершить эти действия, согласно статьям 25 и 28 Римского статута соответственно», — указывают они.
Правозащитники сообщают, что для составления своего обращения проанализировали более двух тысяч видеофрагментов с заявлениями, сделанными вышеуказанными пропагандистами за два года полномасштабного вторжения РФ в Украину: с 24 февраля 2022 года по 24 февраля 2024 года. В обращении приведено более трехсот высказываний, содержащих «язык ненависти, приравниваемый в преступлению против человечности в форме преследования», — сказано в коммюнике.
Международный уголовный суд может осуществлять свою юрисдикцию в отношении того или иного преступления в трех случаях: когда в суд обращается государство-участник, Совет Безопасности ООН или proprio motu (по собственной инициативе).
МУС уже ведет расследование в связи с российским вторжением в Украину. 28 февраля 2022 года прокурор МУС Карим Хан объявил о намерении открыть расследование в связи с ситуацией в Украине, получив запросы от 39 стран-участниц МУС.
Карим Хан тогда пояснил, что поскольку Украина не является государством-участником Римского статута, она не может по собственному усмотрению передать ситуацию на рассмотрение офиса прокурора МУС. Однако Украина ранее уже дважды признавала юрисдикцию МУС с юридически обязывающей силой в отношении предположительно совершенных на ее территории преступлений при условии, что МУС решит осуществить свою юрисдикцию. Речь идет о заявлениях правительства Украины от 2014 и 2015 годов.
Общее число государств, присоединившихся к требованию к МУС открыть расследование в связи с ситуацией в Украине на фоне полномасштабного российского вторжения, к концу марта 2022 года составило 42. В марте 2022 года офис прокурора МУС развернул в Украине группу следователей.
В марте 2023 года МУС выдал ордера на арест президента РФ Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в РФ Марии Львовой-Беловой. Суд посчитал, что имеются достаточные основания полагать, что они несут ответственность за военное преступление — незаконную депортацию украинского гражданского населения (детей) из оккупированных районов Украины в РФ.
Год спустя МУС выдал ордера на арест командующего дальней авиацией ВКС России Сергея Кобылаша и командующего российским Черноморским флотом Виктора Соколова. Их подозревают в военных преступлениях: «умышленных нападения на гражданские объекты» и «умышленном совершении нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам», а также в преступлении против человечности в виде «бесчеловечных деяний».
Уиткофф намекнул на кратчайший путь к миру
13.04.25 61
Трамп оценил ход переговоров о войне в Украине
13.04.25 35
Война на Украине. Ренегаты любви
12.04.25 147
Встреча Президента Владимира Путина со спецпосланником Президента США Стивеном Уиткоффом
12.04.25 70
Глава внешнеполитического ведомства ЕС Кая Каллас: Европа выделила Украине более 23 млрд военной помощи
12.04.25 50
Премьер Михал: Эстония намерена и в дальнейшем ограничивать действия судов теневого флота России
12.04.25 83
Теория бублика. Видение седьмое
11.04.25 53