Источник: | Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников09.05.19 | 2011
В армию вступил добровольно в Лепельское пехотное училище в гор. Череповце. По окончании ускоренного курса был направлен в 272 запасной лыжный полк в гор. Молотовске (Северодвинск). В январе 1942 года в составе 201 отдельного лыжного батальона попал на Кестеньгское направление Карельского фронта, где принимал участие в апрельско-майских боях.
По окончании этих боев в составе батальона был переброшен на Ребольское направление в п.Лехта, где была сформирована 32 ОЛБр.
В составе 32 ОЛБр принимал участие в боях на Ребольском и Кандалакшском направлениях. В июне 1944 г. бригада была переброшена на прорыв немецкой обороны на реке Свирь в направлении Питкяранта — Сортавала.
В конце 1944 г. переведён в 31 ОЛБр, в составе которого принимал участие в боях в Польше, Германии, Чехословакии.
Служба на Чукотке, откуда переведён в 113 гв. мех. полк имени Фрунзе. В 1951 году направлен для продолжения службы в райвоенкомат, где прослужил до 1960 г.
Был уволен по сокращению штатов в звании майора.
______________
Лепельское пехотное училище, переведено в мае 1941 года из города Лепель в Белоруссии в Череповец Вологодской области, где было расформировано в 1957 году. Есть воспоминания курсантов о том, что в мае 1945 года Череповец утопал в снегу.
Карельский фронт — оперативное объединение Красной армии в период августа 1941 года по ноябрь 1944 года. Важная составляющая часть обороны Советского Заполярья.
Ке́стеньга (карел. Kiestinki) — посёлок сельского типа в Лоухском районе Республики Карелия на северном берегу озера Топозеро. Железнодорожная станция на 63 км ветки Лоухи — Пяозеро. Находится на 63 км трассы 86К-127 Лоухи — Суоперя.
Ре́болы (фин. Repola, кар. Rebol´ä) — село в Муезерском районе Республики Карелия, расположено на северо-западном берегу Лексозера, в 79 км к западу по автодороге от посёлка Муезерский.
Ле́хта (фин. Lehto) — село в составе Сосновецкого сельского поселения Беломорского района Республики Карелия, расположено на западном побережье озера Шуезеро (фин. Пелдошари), в 12 километрах западнее посёлка Пушной. В селе есть братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
32-я ОЛБр — сформированная 11 сентября 1942 года 3-я отдельная стрелковая бригада Карельского фронта была преобразована в 32-ю отдельную лыжную бригаду. В 1942-1944 годах бригада базировалась в селе Лехта Тунгудского района Беломорского района Карело-Финской ССР. До весны 1944 года бригада занимала оборону на стыке Ухтинского и Ребольского направлений.
31-я ОЛБр — Отдельная лыжная бригада, сформирована в составе Карельского фронта 25 сентября 1942 года на базе 5-й и 6-й лыжных бригад. Держала оборону в Мурманской области не левом фланге 14-й армии до 1944 года. В 31-й бригаде установилось правило —
«искать врага в тундре и бить его». В 1943 году бригада выполнила большинство боевых задач, уничтожила до 500 солдат и офицеров противника, захватила 21 «языка» для штаба армии. В декабре 1944 года бригада направлена на переформирование в город Грязовец Вологодской обл. и в январе 1945 года переформирована в 31-ю отдельную горнострелковую бригаду (ОГСБр). В январе прибыло пополнение из Молдавии. 24 марта — 05 мая 1945 года бригада участвовала в Моравско-Остравской наступательной операции; 6-9 мая — в Оломоуцкой наступательной операции; 6-7 мая — в наступлении на город Оломоуц (Olomouc, Чехия) в районе села Кунчитце. 11 мая бригада закончила войну в 100 км восточнее Праги.14 мая 1945 года 126-й лёгкий горно-стрелковый корпус принял последний бой с немецкими частями, прорывавшимися на запад, чтобы сдаться в плен к американцам.
Кандала́кша (карел. Kandalakši) — с 1938 город на юго-западе Мурманской области, расположен на побережье Кандалакшского залива Белого моря, в устье реки Нива, в 200 км к югу от Мурманска.
Свирь — большая река на северо-востоке Ленинградской области. Имеет длину 224 км, берёт начало в Онежском озере и впадает в Ладожское озеро.
Питкяра́нта (фин. Pitkäranta, карел. Pitkyrandu — длинный берег) — город в Карелии. По завершении Северной войны по Ништадтскому мирному договору (1721) вся Старая Финляндия и Питкяранта, в т.ч. отошли к России. Во время Советско-финской войны 1941—1944 годов Финляндия заняла город и оставила его в августе 1944 года.
Со́ртавала или
Сортава́ла (фин. Sortavala) — в Российской империи до 1918 года город Се́рдоболь. Входит в перечень исторических городов России. По окончании Финской войны в 1940 году, по Московскому договору город был передан СССР, вошёл в состав Карело-Финской ССР. В августе 1941 года финны вернули себе контроль над городом и удерживали его до сентября 1944 года. По завершению Советско-финской войны (19.09.1944 года) согласно Московскому перемирию было восстановлено действие Московского договора 1940 года.
Оборона Заполярья
В январе 1942 года в составе 201 отдельного лыжного батальона я прибыл на Кестеньгское направление Карельского фронта. Фронт, о котором наша мемуарная литература и другие солидные издания вспоминают очень мало. И это удивительно.
В начале войны в 1941 году немецкие войска со своими финскими прихвостнями пытались перерезать Мурманскую железную дорогу, дорогу, ведущую к единственному незамерзающему порту на северо-западе нашей страны, через который поступали важнее военные грузы от наших союзников. Порт, в котором находилась крупная военно-морская база.
Фашистские войска были остановлены героическими усилиями советских солдат и офицеров. Фронт стабилизировался. Все попытки СС дивизий «Мёртвая голова» и «Голубой дивизии» были отбиты. Крупных сражений, таких как битва под Москвой, Сталинградская битва, бои на Курской дуге на этом фронте не было да и не могло быть. Бездорожье, непроходимые болота, густые леса, великое множество озёр, рек и речушек не позволяли применять крупные воинские соединения, технику и танковые войска.
Немецкие войска оседлали основные дороги, ведущие от Финской границы к Мурманской железной дороге, а своим финским «союзникам» предоставили право воевать в лесах. Кстати сказать, немцы в лесу воевать не умели, опыт ведения войны на западных фронтах, здесь им не пригодился.
Сплошной линии фронта в Карелии не было. Шло несколько направлений: Мурманское, Кандалакшское, Кестеньгское, Ухтинское и Ребольское. Фланги этих направлений упирались в леса и болота и были открытыми. Лыжные батальоны, а затем бригады, которые их прикрывали, несли патрульную службу, проводили рейды по тылам противника, громили немецкие и финские гарнизоны.
Разгрузились мы на разъезде «14 км» железнодорожной ветки Лоухи — Кестеньга. Вышли на правый фланг направления и заняли уже приготовленные для нас землянки. Здесь мы и приняли боевое крещение.
В апреле 1942 года наше командование предприняло попытку отбить у немцев важный опорный пункт — Кестеньгу. В этих боях я принимал участие как офицер связи. Радиосвязь с войсками в то время была неважная. Поэтому важные секретные приказы доставлялись в войска из вышестоящих штабов офицерами связи.
Так в разгар боев я получил пакет с боевым приказом командира дивизии, которому была подчинена наша бригада. В оперативном отделе по карте показали мне место нахождения наших лыжников, указали контрольное время вручения 24.00. Транспорта никакого, до места назначения далеко. Кругом леса, лесные тропинки и почти полное отсутствие ориентиров. Вышли засветло втроём, со мной было два солдата. Добрались до места указанного на карте в полной темноте. Высота была вся изрыта взрывами мин и снарядов, обрубленные и иссечённые осколками стволы деревьев, брошенные каски, россыпь гильз свидетельствовали о том, что здесь недавно кипел жаркий бой, но на высоте никого не было.
С высоты просматривалось озеро на противоположном берегу, которого пылала деревня Окунева Губа. Осмотрев лес у подножия высоты, обнаружили недавно протоптанную тропинку. Судя по остаткам бумаги гильз и других предметов, тропинку проложили наши войска. К рассвету она привела нас к болоту, поросшему редколесьем.
После завтрака солнце и усталость взяли своё. Но даже сквозь дрёму услышали голоса, но кто разговаривает не понять. Принимаю решение — рядовому Иванчикову выдвинуться вперёд и попытаться приблизится к неизвестным, однако нас тоже обнаружили и стали обходить с флангов. Мы залегли приготовившись к бою. И чуть было не открыли огонь по людям в немецких шинелях, но громко поданная команда на русском языке нас остановила. Оказалась, что это наши разведчики возвращались с трофеями с немецких складов из деревни Окунева Губа. В полушубках было жарко, и они решили надеть трофейные шинели. Они нам помогли добраться до штаба бригады.
Доставленный в пакете приказ был о передислокации бригады в стык Ухтинского и Ребольского направлений. Снова эшелон, но теперь он идёт в южном направлении. Проехали станцию Сорокскую (гор.Беломорск), еще 57 км. и выгрузились на станции Сосновец.
На берегу большого озера раскинулось старинное карельское село Лехта, – ставшая нашей основной базой. Рядом с нами расположился партизанский отряд, с которым в будущем нам не раз приходилось делать совместные рейды по тылам противника. Отсюда мы выходили на патрулирование контрольной лыжни, ходили громить финские гарнизоны, добывали для фронта «языков». Район действия наших отрядов — Нюк Озеро, река Чирка—Кемь, легендарное Кимасозеро, где ещё в 1918 году сражались с белофиннами бойцы интернационального отряда лыжников под командованием героя гражданской войны Антикайнена.
200-300 км по тылам противника стали для нас обычными боевыми походами. На базе нам находиться почти не приходилось. 10—20 дней мы находились в тылу финских гарнизонов, дней пять отдыха в Лехте. В эти дни мы несли службу на контрольной лыжне, своеобразной государственной границе, где каждый след, пересёкший эту лыжню означал, что в тыл к нам проникла диверсионная группа, которую было нужно найти и уничтожить. В боях и дерзкой разведке особенно отличился зам командира батальона капитан Михайлов. Группы, которые он возглавлял, как правило, были самыми результативными. Однажды финны обнаружили отряд, возглавляемый им на привале. Разведчики приняли бой и оторвались от противника. Пришлось вплавь форсировать речку с ледяной водой.
Случилось так, что планшет остался не берегу реки. Разведка ещё не возвратилась, а на следующий день над нашим расположением финский самолёт разбросал листовки, в которых сообщалось о гибели Михайлова, о делах которого они хорошо знали и специально охотились за ним. Каково же было наше удивление, когда возвратился его отряд с пленным. Оказалось, что финны думали, что разгромили наш отряд, а остатки его возвратились на базу. Разведчики же возвратились назад, и удачная засада принесла результат.
Весной 1944 года мне пришлось принимать участие в захвате языка в районе Нюк Озера. Отряд состоял из четырёх взводов. Набили как всегда мешки из—под сухарей продуктами и боеприпасами, так что когда смотришь сзади, видишь не лыжника а мешок с ногами на лыжах. В двух переходах от Нюк Озера нас обнаружил финский с самолет.
Для того чтобы сбить со следа финнов решили отсидеться пару дней в зарослях на берегу озера. Командир отряда капитан Королев созвал офицеров на совет. По пути к гарнизону нужно было форсировать две незамерзающие даже в сильные морозы речки. Незаметно для противника сделать это трудно, если форсировать ночью, то утром нашу лыжню обязательно обнаружат и постараются сделать на нашем пути засаду. Отходить после взятия языка днём по льду озера – расстреляют отряд с самолётов.
Только на Карельском фронте для подвоза грузов использовались оленьи и собачьи упряжки, сформированные в транспортные батальоны. 1942—1944.
Нарьян-Мар, памятник оленье-транспортным батальонам.
В это время послышалось несколько выстрелов. Решили проверить, не финские [ли лыжники] охотятся в окрестностях гарнизона, и попытаться взять этих «охотников» в качестве «языка». Отряд разбился на две группы, которые двигались по одной лыжне с интервалом в 30 мин. Первая группа ушла вперёд вскоре за ней двинулась и вторая. Возглавлявший группу командир разведвзвода лейтенант, фамилию которого к сожалению не могу вспомнить, обратил внимание, что лыжню ушедшей вперёд группы пересекла свежая финская лыжня. Оперся он о лыжные палки, рассматривает лыжню, а в это время слева по этой лыжне подходит группа лыжников, так же как и мы одетые в белые маскировочные халаты. Наш офицер автоматически спрашивает: «Откуда Вы?» Но тут бросилось в глаза, что у подошедшего финский автомат «Суоми». Не раздумывая, наш [лейтенант] бросается на него. Несколько выстрелов и в плену у нас четыре финских солдата во главе с офицером. Ушедшая вперёд наша группа, услышав выстрелы, заняла круговую оборону. На них наскочила группа финнов, которые пересекли нашу лыжню ранее и снова пленные.
Как выяснилось из допроса пленных, финский отряд получил задание обнаружить и уничтожить наш отряд. Нужно было срочно отходить к своим гарнизонам. Заминировали в нескольких местах свою лыжню и взяли направление на затерянную в лесу деревушку Пизьма Варака. Наши лыжники сделали марш—бросок в 90 км. с грузом продуктов и неизрасходованных боеприпасов, пленные шли налегке, но к концу марша еле доплелись до привала. Мы не умели ходить на лыжах так красиво как делали это финны, но выносливость наших бойцов была значительно больше.
Не обошлось в этом походе и без смешного происшествия, которое могло закончиться трагически. Отходили мы вдоль своей старой лыжне сделанной около месяца тому назад. На привале передали, что на старую лыжню становиться нельзя — заминирована. Однако, как это часто бывает, кто—то пропустил это мимо ушей. Поставил на старую лыжню снятые лыжи, вытоптал ямку для ног и решил присесть на лыжи. Раздался взрыв, но все обошлось сравнительно благополучно, а недотёпа отделался дырами в ватных штанах, разодранным в клочья полушубком и слоем копоти на лице.
В своём выступлении я хочу подчеркнуть, что служба в лыжных частях Карельского фронта это большой ратный труд. Судите сами — лыжников использовали на бездорожье, это значит, за все время похода нужно нести на себе продукты, боеприпасы, 82 мм миномёты и боезапас к ним. Раненых по нескольку дней тянули зимой на волокушах, летом на носилках. В редкие лесные деревушки, в которые и в мирное время даже на лошади не попадёшь, как правило, были заминированы. Минировали и наши и противник, который отлично владел этими приёмами, поэтому их старались обходить стороной. Болота, через которые [нужно] перейти только по двум проложенным жёрдочкам, требовали от бойцов затрат большого физического труда, а у раненых большого, неимоверного напряжения, прежде чем им могли оказать настоящую помощь в медсанбате. По несколько суток в лесу, когда даже на привале нельзя развести костёр т.к. дым мог демаскировать отряд, а пищу подогревали таблетками сухого спирта.
Затем снова передислокация. Теперь нас перебросили на Кандалакшское направление. Заполярье встретило необычным редколесьем. После зарослей южной части Карелии каменистые сопки и редкие могучие стволы елей. Не заходящее солнце, которое чиркнет по горизонту и снова поднимается к зениту.
И снова южная Карелия. Бои под Питкярантой на линии Маннергейма, на шоссе Суоярви—Сортавала. Причём бои происходили в тех же местах, что и в финскую компанию. Мёртвый лес, который не берут ни пила, ни топор настолько он был начинён осколками мин и снарядов, свидетельствовал о жестоких боях происходивших здесь и ранее.
Заключили перемирие с Финляндией. Наша бригада вышла на государственную границу в гор. Вяртсиля.
После переформирования наша часть была направлена в Польшу. Тут мы расстались со своими верными помощниками—лыжами. В Польше мне пришлось участвовать в освобождении польских городков Зорау, Сырин, форсировать реку Одер и через Германию мы попали на территорию Чехословакии, где участвовали в освобождении городов Моравская Острава, Липник и Оломоуц.
Годы войны оставили много воспоминаний, все пересказать трудно, но они напоминают нам о том, что сегодняшним мирным трудом нашего народа нужно дорожить.
К сожалению, время стёрло из памяти фамилии героев тех лет. Но я кое-кого думаю встретить на слёте ветеранов в Ленинграде в мае этого года.
__________
«
Totenkopf» — танковая дивизия СС «Мёртвая голова», сформирована в период с 16 октября по 1 ноября 1939 года в учебном лагере СС в Дахау первоначально как дивизия моторизованной пехоты. В первые недели войны дивизия использовалась в составе группы армий «Север».
«Голубая дивизия» (, исп.
División Azul — Синяя дивизия,
нем. Blaue Division) — 250—я дивизия испанских добровольцев (
250. Einheit spanischer Freiwilliger) в составе.
Suomi (Suomi—konepistooli M/31) — финский пистолет—пулемёт системы Аймо Лахти. Находился на вооружении в Финляндии (с 1931 года) и ряде других стран, применялся в Советско—финской войне и Великой Отечественной войне.
Антикайнен Тойво (
Toivo Antikainen; 1898 — 1941) — финский политик, один из организаторов и руководителей Коммунистической партии Финляндии, активный участник Гражданской войны в России. Стал известен в Финляндии и в мире в 1930—х в ходе политического судебного процесса, где ему грозила смертная казнь по обвинению в убийстве.
Моравско-Остравская наступательная операция — наступательная операция Красной Армии против немецких войск. Проводилась с 10 марта по 5 мая 1945 года войсками 4-го Украинского фронта с целью овладения Моравско—Остравским промышленным районом. К началу апреля линия фронта в Чехословакии представляла собой дугу, выгнутую на восток, по которой войска 1-го, 4-го и 2-го Украинских фронтов охватывали 1-ю танковую армию вермахта. Советское командование решило воспользоваться преимуществом такого положения и окружить немецкую армию. Командование вермахта направляло на этот участок фронта дополнительные силы. К 15 апреля перед фронтом наступающих оборонялись восемь немецких дивизий. Наступление началось утром 15 апреля. На второй день наступающие войска подошли вплотную к полосе долговременных германских укреплений с развитой сетью железобетонных дотов. Все доты были тщательно замаскированы под окружающую местность и имели амбразуры только в боковых и тыловых стенах. Стены дотов были настолько прочны, что выдерживали прямые попадания 152-мм снарядов. Преодолеть немецкую оборону с ходу оказалось очень трудно. Наступление замедлилось. Наступающим войскам предстояло решить главную задачу операции — овладеть Моравской Остравой. Чтобы уменьшить ущерб промышленности города, командование фронта отказалось от лобового удара, решив взять город путём обхода. Потратив ещё несколько дней на преодоление сильно укреплённых подступов к городу, советские войска, к исходу 29 апреля, вышли к окраинам Моравской Остравы. Операция по овладению городом началась утром 30 апреля после артиллерийского и авиационного удара по немецким позициям. К 13 часам наступающие ворвались на окраины города и после пятичасового боя войска 1—й гвардейской и 38-й армий при поддержке 8-й воздушной армии и содействии 1-й Чехословацкой танковой бригады освободили Моравскую Остраву.