Русское Информационное Поле | |||||||
|
Три истории с Устья: сосны, липы, муралы
Языческая лжесосна Шишкина А вот как выглядит этюд Шишкина: сосна на пригорке, ствол имеет лёгкий наклон вправо в сторону характерного искривлённого сука. Оказывается, та сосна жива, хотя и несколько отличается от сосны на этюде: тот же лёгкий наклон вправо в сторону характерного сука. Ствол больше трёх метров в обхвате, хотя выглядит стройнее. Прошло сто с лишним лет и время не пощадило дерево – крона подсыхает… Сомнений нет: есть определённое сходство, однако сосна с этюда сейчас должна быть на сто лет старше, но и на этюде она тоже выглядит старше. Шишкин художник, а не фотограф. В соответствии с идеями Дюссельдорфской художественной школы он не просто отображает природу, он её облагораживает, доводит до совершенства. Такова сосна на этюде, несколько отличающаяся от оригинала. Готов принять любую критику, но примите во внимание, что сосна растёт внутри каменной ограды в юго-восточном углу кладбища в Мерекюла. Этюд Шишкина имеет подпись: "Мерекюла 1892. 4 июля". Наилучшее место для артефакта! Забавно, что сходство или различие этюда и натуры в Усть-Нарве и Нарве никого не взволновало. Мне подсказали, что главное – это картины, а не натура. Жаль. Ведь так здорово увидеть своими глазами то, что вдохновило художника сто с лишним лет тому назад. Следующая тема в продолжение истории. Старые липы Иван Шишкин. Мерикюла. Старые липы. 1894. Один из двух вариантов Нас интересует именно этот вариант, потому что справа запечатлена липа с двумя стволами. Я знаю, где находится место, запечатлённое на картине – излучина ручья Лаагна на полпути от православного кладбища до колонны Гента. В этом году лес вырубили, подлесок подстригли, и вид местности изменился. Вместе с тем открылось ранее скрытое обстоятельство. Через дорогу напротив православного кладбища растет старая сосна с раздвоенным стволом, очень напоминающая раздвоенную липу на картине Шишкина. Эта сосна будет даже постарше шишкинской сосны на кладбище. У меня никогда не было сомнений, что эта старая сосна изображена на картине в качестве старой липы. Левый ствол так себе, а правый точно, как на картине, включая два характерных сука. И вот опять: не фотография, а сильно облагороженная натура, но натура! Лес вырубили, подлесок подчистили и вновь открылось удивительное – та самая старая липа в излучине ручья Лаагна с картины Шишкина. Увы, но сделать правильный снимок невозможно, потому что излучину затопило – не подобраться. Придётся объяснять на пальцах. Это и есть та самая раздвоенная липа с картины Шишкина. На снимке справа хорошо видно, что левый ствол утрачен, причем довольно давно, возможно, еще при Шишкине, а правый вполне соответствует сучками и картине, и даже старой сосне в Мерикюла. Готов допустить, что на картине соединились образы двух раздвоенных деревьев. Но, Боже, какое счастье, что у нас есть возможность увидеть обе! Увидеть то, что видел великий русский художник. Увидеть то, что произвело на него впечатление и оставило след в искусстве. Два мурала Мурал от испанского muro, т.е. стена – это род живописи на архитектурных объектах, призванный облагородить непрезентабельную натуру. Усть-Нарва в этом году обзавелась двумя муралами – Игорем-Северяниным и Лидией Койдула. Оба мурала – роднит серое покойницкое мурло каждого из персонажей и некоторый сумбур в сюжетах. Сами портреты можно было бы слегка оживить, чтобы не пугать прохожих. Но художник так видит... Так под мурлом Лидии Койдула изображен мужик со стаканом. По версии художника, то не стакан, а мобильный телефон. Рядом с мурлом Игоря-Северянина изображена пара женских ножек в туфлях-лодочках. Такой длины юбчёнки в молодости эгофутуриста не носили даже самые отчаянные феминистки. Если для тронутого разложением мурла Койдулы выбрали стену приличного дома, то Игорю-Северянину досталась трансформаторная будка, но зато его покойницкое мурло получило оборотную сторону с жизнеутверждающим изображением, ярко дополняющим серенький образ поэта. ________________________ И это та натура, дамы и господа современники, которую Иван Иванович Шишкин навряд ли оценил бы по достоинству, а мы хаваем молча или с восторгом. Вообще пипл и не такое «искусство» хавает. |
|